Между научной и буддийской моделями мира можно обнаружить как некоторые различия, так и сходства. Научная современная модель мира рассматривает возникновение вселенной с момента сингулярности и последующего большого взрыва. Рассмотрение предшествующего сингулярности бытия или небытия наука рассматривает как возможные теоретические модели, не имеющие пока доказательств. Если стараться вписать буддийскую модель мира в рамки науки, то ближе всего подойдёт теория пульсирующей (циклической, осциллирующей) вселенной. В этой модели вселенная представляется как попеременно разворачивающаяся из сингулярности, расширяющаяся до какого-то предела и обратно сворачивающаяся в сингулярность. Этот процесс в теории может повторяться бесконечно.
В буддизме в палийской Брахмаджала сутте (Дигха Никая 1) будда, как обладающий полным знанием о мире, достигнутым путём правильного сосредоточения ума, описывает именно такую цикличную вселенную. Что интересно, будда рассказывает о моменте перехода сворачивающейся вселенной в разворачивающуюся именно как о месте пребывания разумных существ:
…Время от времени, монахи, настает пора, когда по истечению длительного периода этот мир свертывается. Когда свертывается мир, то существа по большей части переходят в мир сияния. Там они находятся долгое, длительное время, состоя из разума, питаясь радостью, излучая собой сияние, двигаясь в пространстве, пребывая во славе.
То есть, мы видим в буддийской модели, что в состоянии сияния (Ābhassara) сохраняются причинно-следственные связи, излучение, пространство, движение, время. Кроме того, мы видим, что мир сияния не постулируется как единственно существующий, так как не все существа оказываются в нём. Дальше:
Время от времени, монахи, настает пора, когда по истечению длительного периода этот мир развертывается. Когда развертывается мир, то появляется пустой дворец Брахмы. И тогда то или иное существо, оттого ли, что окончился его срок или окончилось действие заслуг, оставляет существование в сонме сияния и вновь рождается во дворце Брахмы. Там оно находится долгое, длительное время, состоя из разума, питаясь радостью, излучая собой сияние, двигаясь в пространстве, пребывая во славе.
Видим возникновение некого нового способа бытия (пустой дворец Брахмы). Какое-либо существо с подходящим кармическим потенциалом переходит к этому новому способу бытия.
Там у него, пребывающего долгое время в одиночестве, возникает тревога, неудовлетворенность, беспокойство: «О, если бы и другие существа могли достичь здешнего состояния!» Тогда другие существа, оттого ли, что окончился срок или окончилось действие заслуг, оставляют существование в сонме сияния и вновь рождаются во дворце Брахмы спутниками того существа. Там они находятся долгое, длительное время, состоя из разума, питаясь радостью, излучая собой сияние, двигаясь в пространстве, пребывая во славе.
Тогда, монахи, то существо, которое первым родилось вновь, говорит себе так: «Я – Брахма, великий Брахма, победоносный, непобедимый, всевидящий, всесильный, владыка, творец, созидатель, наилучший устроитель, повелитель, отец бывшего и будущего! Мною сотворены эти существа. В чем же причина?
Ведь раньше я сказал себе так: «О, если бы и другие существа могли достичь здешнего состояния!» Таково было стремление моего разума, и вот другие существа, достигли здешнего состояния. И те существа, которые позже родились вновь, тоже говорят себе так: «Ведь он – досточтимый Брахма, великий Брахма, победоносный, непобедимый, всевидящий, всесильный, владыка, творец, созидатель, наилучший устроитель, повелитель, отец бывшего и будущего. Мы сотворены этим почтенным Брахмой? В чем же причина? Ведь мы видели, что он первым родился здесь вновь, а мы позже родились вновь».
И вот, монахи, то существо, которое первым родилось вновь, бывает долговечнее, и красивее, и сильнее, те же существа, которые позже родились вновь, бывают недолговечнее, и некрасивее, и бессильнее.
И может произойти так, монахи, что то или иное существо, оставив существование в этом сонме, достигает здешнего земного состояния…
Тут мы видим как первое существо, называемое великий Брахма, обретает в своём способе бытия новых спутников и начинает считать себя творцом этого мира. И далее видим, что существует возможность перехода этих существ к нашему привычному способу существования. Далее в сутте описывается, как существа из нашего привычного мира путём сосредоточения ума вспоминают некоторые предыдущие состояния бытия. То есть, кроме прочего, описывается действие механизма передачи информации между мирами-состояниями.
Выводы. В буддийской традиции сансарные миры описываются как состояния пребывания ума. Эти миры не описываются как имеющие начало, рассматривается только их развитие как цикличное сворачивание и разворачивание. Разумные существа при этом не исчезают и не возникают, а меняют формы существования и действуют в соответствии с накопленными кармическими потенциалами. Если переводить на язык науки, то можно, наверное, сказать, что буддизм постулирует взаимообусловленность информации и энергии и постулирует возможность носителей информации, существующих в моменты сжатия и расширения вселенной. Эти носители информации определяют наличие каких-то пространственно-временных связей в разные периоды существования вселенной.