О предопределении и о предвидении Божьем
Предопределение Божие совершается в предвидении: Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил…(Рим. 8,29-30) и еще: "…что помыслил Ты, то и совершилось; что определил, то и явилось и сказало: вот я. Ибо все пути Твои готовы, и суд Твой Тобою предвиден" (Иудифь 9,5-6).
Таким образом, Бог предузнал и предвидел совершенно все, что свершится, еще до сотворения всего видимого и невидимого; знал он и обо всей твари, во что она превратится и каков будет исход ее; и знание это будучи совершенным и абсолютным, не подвержено каким либо изменениям из за изменения в творении, потому что все эти изменения во времени, да и само время, так же являются частью этого совершенного знания, в котором заключено постоянство и абсолютное равенство. Так, в сознании Создателя нашего нет ни одного тварного существа, которое Он знал бы раньше или позже даже на одну секунду, нет никого, кто бы был впереди или позади в знании Его. Все что совершается и уже совершилось в творении, Бог знает и всегда знал еще прежде века, поэтому в соответствии с Его абсолютным знанием все и совершается.
Таким образом, Бог замыслил нас предузнав и предвидев в нас совершенно все, и в соответствии с этим предвечным и совершенным знанием Он предопределил совершиться всему этому с нами. Причем не как с какой либо "вещью" или "бездушным камнем", а в соответствии с нашей волей, которую преблагой Создатель наш наделил в нас властью произволения.
О нашей воле, которой Бог спасает нас
Бог взял за предлог в своем непостижимом и спасительном промысле относительно нас, лукавство дел наших; зная заранее о нашей склонности к впадению во всякие пороки и предвидя разрушительные последствия всего этого, Он премудро направил их на исправление нашей поврежденности. Так и Апостол говорит, что наша неправда Божью правду составляет: "Аще ли неправда наша Божию правду составляет, что речем?"(Рим. 3,5) Так, Бог нашу волю берет как предлог для совершения Своей благой воли, и совершает в нас те или иные действия, будь то добрые или злые, по внешнему представлению происходящие от нас же, но на самом деле совершаемые Богом в нас в соответствии с Его всеблагой волей.
Яркий пример этому - распятие Сына Божьего Иисуса Христа, совершенное (попущенное) Богом по Его благой воле; хотя по внешнему представлению может показаться, что в этом злом деянии - Бога убийстве, исполнилась злая воля твари, но на самом деле зависть, ненависть и злоба, ставшие причиной этого преступления, остались лишь в злой воле твари, а в действительности же свершилась Благая воля Господа Бога нашего, в соответствии с которой все человечество получило спасение от греховного рабства и смерти.
Таким образом, истина Божья в нашей лжи избыточествует в славу Его, но от этого мы не можем иметь похвалу, как некие соработники Бога, Который по Своему всемогуществу и неизреченной премудрости, вместо того, чтобы запретить нам творить зло или отменить его вообще, преобразует это самое зло во всеобщее благо: "Аще бо истина Божия в моей лжи избыточествова в славу Его, что еще и аз яко грешник" осуждаюся (Рим. 3,7).
Итак, человеку дана от Бога власть произволения, в соответствии с которой Бог судит человека, определяя ему те или иные действия, добрые по внешнему представлению или злые, приносящие удовольствие или боль, являющиеся чем то незначительным или достославным; все это направлено на благо всем нам, получает кто либо от этого наказание или награду. И если человек отдает свою волю Богу, чтобы совершалась в нем благая воля Божья, то путь к его совершенству становится прямым или как говорят "Царским", на котором все страдания и мучения просто утопают в любви Божьей, если же человек отдает свою волю греху, чтобы совершалось в нем противление воле Божьей, то такой путь именуется погибелью, он не прямой, но лежащий через боль, мучения и страдания.
О свободе и выборе
Таким образом, свобода дана человеку, чтобы он осознанно и свободно отдал ее Богу, и пребывал в ней будучи в Боге. Абсолютная свобода может быть достигнута только в Боге, ведь где Дух Господень, там свобода. Чем же определяется свобода, выбором? Если этот так, то имея возможность свободно выбирать между добром и злом мы можем спастись избрав добро, так учил Пелагий. Он говорил, что главное в человеке – это его свободная воля и Бог ждет от нас, чтобы мы избирали добро и не делали зла. Пелагий учил, что человек спасается своей свободной волей: делая зло, мы попадаем в ад, делая добро, мы заслуживаем рая; свободная воля есть возможность выбора между добром и злом, которым обладают все люди. Отсюда происходит весьма еретический вывод: первородный грех не повлиял на природу человека, который так и остался свободным.
Зачем же тогда нужен Христос? Почему без Христа спасение невозможно? Христос - Учитель и Церковь Его безусловно нужна, в ней человек получает знание что есть добро и что есть зло, учил Пелагий. Ересь очень убедительная и опасная. Ведь если свобода заключается в выборе, то значит человек сам себя может сделать добрым или злым. Но здесь возникает ряд непреодолимых затруднений: если Бог свободен, что безусловно, и если свобода есть выбор между добром и злом, как учил Пелагий, то значит Бог может сотворить зло? Конечно не может, ведь Бог благ во всех Своих проявлениях. Но если Бог не может сотворить зло, и если свобода - это выбор, то значит Бог не свободен; таким образом тупик - или Бог не свободен или Бог может сотворить зло.
Ошибка здесь в неправильном понимании свободы, которая не определяется выбором; абсолютная свобода есть онтологическая независимость, которой в полной мере обладает Бог, поэтому Он абсолютно свободен, ведь все зависит от Него, а Он не от чего не зависит. Поэтому то Он и не может согрешить, ведь грех - это зависимость от чего либо. Таким образом, человек ограничен мерой своей независимости и свобода не определяется выбором между добром и злом.
Так, до грехопадения человек был благим и воля его была направлена к Богу, пребывая в Боге он свободно (по своей воле) принимал Бога, но совершив грех, он удалившись от Бога потерял свободу и утратив свою независимость поменял направление своей воли ко злу. Повреждение первородной природы означает, что теперь человек не свободен и не может не грешить, он отдал свою волю греху, став его рабом, и теперь все что человек делает по своей воле - это зло, доброе же он может делать только тогда, когда Благодать Божья освободит его волю, чтобы он осознанно и свободно отдал ее Богу, чтобы Господь делал добрые дела в нем. Насколько мы получаем свободу, пребывая в Господе, настолько и воля наша обращается к Богу и настолько Бог в нас творит свои благие дела. Таким образом, Без благодати мы вообще ничего не можем делать доброго (Ин. 15,5). И поэтому нужна Церковь, в которой мы получаем благодать, поэтому нужны Таинства, в которых мы получаем эту благодать, – без них никакое спасение невозможно.