Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какие три основные, по вашему мнению, философские проблемы современности?

ОбществоФилософия+1
Александр Жалнин
  ·   · 26,3 K
Лучший
Инженер-физик, занимаюсь электроникой, социологией...  · 30 авг 2022
Какие три основные, по вашему мнению, философские проблемы современности?
Конечно, необходимо разделять вневременные проблемы философии и те, что актуальны в данный момент. 
Когнитивные проблемы кризисов развития социума
Поскольку философия это, прежде всего,  гносеология, попытаемся через  положение дел в сфере человеческого познания очертить области, где произошли существенные изменения познавательной активности или проявились переломные точки во взглядах на окружающую действительность.
Итак, современный «человеческий мир» получил в результате своего развития значительные изменения  жизненных процессов, затрагивающие, в том числе, сознание практически каждого индивида,  приводящие к ломке понятийного  восприятия действительности:
  1. Ноосфера планеты Земля стала ещё более человекозависимой, но в процессе, когда одна глобальная система вырастает на субстрате другой глобальной системы, нет поводов для оптимизма. Вообще говоря, отсутствует даже краткосрочная предсказуемость динамики такого тренда.
  2. За счёт внедрения компьютеров и интернета в человеческом социуме увеличилась мощность генерации абстрактных  (информационных) пространств. Одновременно с этим, в результате развития на  том же техническом базисе  информационных технологий, сформировалось пространство информационного медиаглобализма, которое, вообще говоря, не позволяет индивидууму укрыться от потока контента, навязываемого масс медиа.
  3. Разработка и внедрение  глобальных интеллектуальных систем управления  существенно снижает предсказуемость внутрипопуляционного вектора развития, т.к.  возникает зависимость  приоритетов, формируемых новыми «господами» - цифровыми интеллектуальными системами, причём становится возможным  тотальный перевод управления на свежеиспечённые доктрины, и это может произойти спонтанно, например, при возникновении   даже небольшой кризисной ситуации, или даже без неё.
  4. Научное познание переусложнилось многообъектностью в каждой науке, а также генерацией большого количества  разобщённых теоретических концептов, а это существенным образом  размывает мировосприятие, как индивида, так и общества, прежде всего, из-за массового возникновения идей-фетишей, уводящих от объективного=научного мировоззрения.
  5. Новые абстрактные пространства, порождаемые цифровыми технологиями, как бы это не было неожиданно, не только не оказались «светочем добра и правды», но с момента своего рождения оказались «заражены   кознями дьявола», то есть наполнены лжи, обмана, воровства, и всех возможных пороков, включая убийство.  Но более того, всё это развивается с масштабирующим эффектом, возникающим  за счёт механизмов информационной глобализации и мультипликации. Эти проявления оказались сфокусированными, и на отдельном человеке, и на всём социуме и, даже,  деструктивно воздействуют на сами информационные пространства через  сонм бесчисленных компьютерно-сетевых  эпидемий.
Безусловно, перечислен не весь перечень зон, где происходят когнитивные метаморфозы, но  предполагается, что  упомянуты наиболее значимые. 
Формулировка проблем развития социума
Попробуем проанализировать приведённые выше пункты и попытаемся вычленить именно философские проблемы в порядке их перечисления.
  1. Вопрос о глобальном освоении человечеством ноосферы Земли, безусловно, является лейтмотивом современной философской мысли.
Техническое освоение всех окружающих пространств и рост численности населения провоцирует генерацию мозаичного  конгломерата, объединяющего геофизические биологические и человеческие структуры, и к настоящему времени глобальная ноосфера уже  столкнулась с общим доминированием одного вида – Homo sapiens. Это создало совершенно новые условия для существования и выживания всей Земной системы. Проблема усугубляется тем, что до сих пор не имеется положительного опыта в создании самосохраняемых и саморегулируемых  государственных форм, решающих задачи с построением гармоничного освоения окружающего пространства. История говорит, что все места, занимаемые когда-либо  развитыми цивилизациями, сейчас находятся в состоянии пост-экологической катастрофы, а это меньшей мере –  стадия  опустынивания. К таким зонам нужно причислить Китай, Среднюю Азию, Ближний Восток, Грецию, Северную Африку и пр. При том, что большая часть названных территорий была представлена моно-государствами, и даже империями, то есть имелась возможность попыток достижения баланса с природой. А ведь сейчас  речь идет об организации гораздо более сложной системы, охватывающей всю Землю.
Таким образом,  очевидная глобальной проблема: неспособность человеческого сообщества, даже в рамках моногосударства, добиться равновесного существования с окружающей средой,  для философии может быть сформулирована ещё и так: возможно ли  вообще установление стабильного неразрушающего баланса глобальной популяции с замкнутой экосистемой, если да, то следуя какой стратегии?
  1. Понятно, что локальные абстрактные, или, иначе - локальные информационные пространства занимают существенное место в жизни не только человеческого, сообщества, но и прочих, не только высокоорганизованных биологических популяций. Это игровые, коммуникационные, обучающие, тренирующие, «гнездостроительные», пищевые, ритуальные, да мало ли ещё какие, абстрактные пространства, шлейфом сопровождающие любую популяцию, и которые, как правило, достраиваются до абстрактно-материальных композитов. В человеческой популяции к таким пространствам добавляются юридические, религиозные, экономические, научные, производственные, спортивные, культурные, и прочие пространства. В настоящее время воспроизводство таких пространств в человеческой популяции возрастает лавинообразно. Благодарить за это нужно развитие информационных технологий, главным образом, за счёт роста вовлеченности «паствы», но также за счёт  существенного снижения ограничивающих воздействий языковых, временных, географических и цезурных факторов. 
С другой стороны,  поверх локальных информационных пространств, происходит мощное и постоянно нарастающее воздействие цифрового глобального информационного медиапространства, которое является общей объединяющей и координирующей структурой, но, надо признать, структурой достаточно конъюнктурно зависимой и потому  весьма изменчивой. 
Отсюда, одной из философских проблем современности, в привязке к человеческому социуму, можно назвать конкуренцию между расщеплением и обособлением локальных абстрактных пространств, находящихся в  борьбе с возрастающей ролью глобального медиапространства. 
  1. Технический прогресс, внедряемый  в повседневную жизнь не только в виде  роботов и гаджетов, но уже и в виде «интеллектуальных протезов», прямо в людские тела, вообще говоря, 
не является принципиально новым феноменом. Тысячи  лет животные демонстрируют свой интеллект в контактах с человеком создавая контакты с мета-интеллектуальными системами.   Животные, наделённые своими интеллектуальными программами, слились с людьми, порой превращая людей в «кентавров» или вожаков охотничьей стаи. А, к примеру «идейное воздействие» вирусов, которое они осуществляют, воздействуя на окружающие живые  объекты, согласно их собственной самоустаналиваемой и самореализуемой программы,  это то, что ежесекундно атакует любое живое существо на планете. Интеллектуальные или нет эти воздействия?  Можно и нужно поспорить.  То есть, локальные интеллектуальные системы не есть нечто необычное в истории человечества, хотя специфика всегда существует.
В противовес этому,
развивающиеся интеллектуальные системы коллективного управления задают совершенно другие тренды существования и развития человеческой цивилизации. Это не означает, что достижение этой точки сразу приобретёт значимый характер. Проблема начнётся с момента, когда на социум начнут воздействовать глобальные разумные системы, например авиационной, военной, атомной безопасности, ресурсного обеспечения, или чего-нибудь ещё,  имеющее характер глобального влияния. Безусловно, подобная проблема имеет место и в вопросах взаимодействия человеческого социума с любым бывшим и существующим государством. Однако, возникновение разумной системы не зависящей от человеческого разума, воспитания и исторического опыта, это вопрос,  возникающий перед философией в полный рост: чем может закончится взаимодействие глобальных разумных систем управления и человеческой популяции?
  1. Философское восприятие современной науки, пожалуй, не может избежать определения «какофония». Разрозненность исходных базисов, методов, правил, деление наук на гуманитарные и естественные, методическая сегрегация живой и неживой природы, разложение на разумное и неразумное – всё это есть отход от  научного подхода, потеря общности мировосприятия, уход в  поиск мифологических или религиозных объяснений по слишком многим поводам. Пожалуй, к прямой обязанности философии следует отнести поиск ответа на вопрос: какой теоретической конструкцией можно обеспечить единство взаимодействия и развития всех материальных и абстрактных  пространств, пока, быть может, за исключением точки возникновения всех сущих миров.
  2. Одним из наименее ясных  мировоззренческих представлений об основах человеческого существования является то, что именуется «злой дух», «дьявол», «враг рода человеческого», и т.п. Без упоминания этого  неустранимого компонента человеческого существования не обходится ни одна констатация феномена человека, человеческого сообщества, и всех наследственно-исторических и морально-этических скрепов, утверждающих существование названных и прочих, связанных с ними понятий.   Нужно признать, что внятное определение «дьявольской сущности» не даёт ни одна из известных  до сего времени доктрин генезиса человеческой популяции. Также не даются чёткие  указания на механизмы действия и источник порождения  этого феномена. 
Но, вместе с развитием новых сред для формирования и трансляции бесчисленных информационных  пространств, стало ясно, что «дьявольские козни» проявились в них моментально и на всех возможных уровнях. Такая «автоматическая» встраиваемость зла во все окружающие человека информационные среды и средства коммуникации порождают у некоторых индивидов даже такие экстравагантные идеи, согласно которым сами эти новации есть порождение дьявола.
Не поддерживая слишком сумасбродные мнения, необходимо согласиться с тем что философия не выработала достаточно взвешенный ответ на вопрос: объективные причины порождающие ложь, обман, клевету, нечистые помыслы в человеческом сообществе и в других  популяциях. К этому необходимо добавить то, что отсутствуют, не религиозные, а научные предположения о возможных механизмах  сдерживания и предотвращения «дьявольских искушений». Не обсуждена роль  сознания индивида и коллективного сознания в генерации, как прямых, «дьявольских» действий,  так и обратных, направленных на борьбу с «идеями зла», и вообще, о причинах устойчивого существования того и другого вектора. Нет и ответа на вопрос о возможности нахождения  «дьявольских происков» в популяциях небиологических, т.е. в неживой природе.
• Итак, хотелось бы, чтобы философия ответила на вопрос о существе и происхождении дьявольских происков в человеке,  человеческом социуме, человеческих иформационных пространствах и постижении необходимых и достаточных условий проявлений этого феномена в любых популяциях.
Попытка философского обобщения 
Попытаемся обобщить сформированные выше актуальные вопросы-задачи философии на ближайшее будущее.
Можно отметить, что в пункте 1 говорится о проблеме глобализации человеческой популяции в рамках физического ресурсного пространства.
В пункте 2 речь идет о процессе идейной глобализации в информационных пространствах,  сопровождающих развитие человеческой цивилизации.
Пункт 3 о том, что  происходит глобализация способов управления в человеческой цивилизации, при которой сложившиеся самопроизвольно способы управления локальными сообществами, в том числе государствами, могут быть заменены или совмещены с «директивными» интеллектуальными системами не человеческой природы.
Предлагается, в целях усматриваемой общности проблем, объединить проблемы 1, 2 и 3 пунктов в одну общую проблему.
В пункте 4 говорится о вопросе нахождения наукой единой платформы для общих законов природы, действующих «безотзывно» в живой, и не живой природе, в информационных и любых прочих пространствах.
В пункте 5, взяв за основу человеческую цивилизацию, обсуждается вопрос о внутренних конфликтах внутри любой цивилизации, называемых «борьба добра со злом»,  интерпретируемых как действие разнонаправленных сил, укрепляющих или разрушающих популяцию, как в смысле усечения её ресурсной базы, так и в смысле уменьшения возможностей  воспроизводства и развития популяции, а так же устранения попыток кастового раздробления социума, в особенности, имеющие целью дифференциацию способов существования (например, по типу: хищник - жертва). 
Таким образом три вопроса к философии современности:
  1. Описание задач, порождаемых глобальными кризисами, как единой причины так называемой «болезни роста» цивилизации, специфического состояния при достижении её ресурсных и информационных границ с основными  противоречиями между глобальными и локальными системами.
  2. Нахождение единого закона развития для всего сущего  - для материальных и абстрактных популяций.
  3. Рассмотрение вопросов  конфликтологии внутри популяции и выработки критериев  экзистенциальной позитивности и негативности векторов конфликтов.
Прошу прощения за столь длинный опус! Решил, что совместить смысловую линию и резюме в одном месте, без ссылок.
Канал: "Философия, как точная наука"Перейти на dzen.ru/id/60c6e03df781c23625ddb69b
1. Первая проблема это проблема развития Экономики, а не Философии, сюда надо подтягивать Математиков. 2. Единый... Читать дальше
Психолог: консультации онлайн. Публицист...  · 10 июл 2022  · youtube.com/c/ОлегГерт_психолог
Во-первых, непонятно, что Вы понимаете под словом "современность"… Философские проблемы - они на то и философские, что они  a priori носят вневременной характер…))) Если проблема носит временный характер, если она относится к с... Читать далее
Консультация (Skype) 3 000 руб. Связаться: https://vk.com/gertolegПерейти на vk.com/gertoleg
Ваш ответ - показательная интерпретация философии публицистом-психологом. И её проблем. Более того, Вы бы не были... Читать дальше
Data mining. Наш мир… — … сиянье света! — …...  · 11 июл 2022
Очень своевременный вопрос. 1) То, что современные деятели науки и культуры "творят себе кумиров" в виде людей или идей, которые подменяют им действительность. 2) Отсутствие сознания (присутствия) у многих. 3) Знание... Читать далее
про Христа отлично вы воткнули, четкое прямое доказательство что философия это обычная продажная девка религии.
историк идей, теоретик литературы  · 15 нояб 2022
Если говорить о современных философских дискуссиях, то это три такие проблемы: 1. Контингентность: как возможно непредсказуемое, выходящее за рамки системы, если мы все можем моделировать и просчитывать как существование... Читать далее
Научные заметки о жизни: zen.yandex.ru/id/5c434983...  · 8 июл 2022
Основная проблема современной философии в ее невостребованности. Когда-то философия была единственной наукой. Наукой об всем. Ученый и философ были синонимами. Единственным доступным методом познания были наблюдение и рассуждени... Читать далее
1 эксперт согласен
Очень точно. А на заключительный (риторический?) вопрос есть ответ(ы) в Сообществе "Основной метод философии".
Консалтинг, бизнес тренер  · 2 июл 2022
Основная проблема, приводившая к краху цивилизации, это идея исключительности. Превосходство перед другими людьми. Когда ты, что либо усвоил, помоги это усвоить другим, если произвел, научи производить других, заставил кого... Читать далее
опять миром правят идеи? тоесть и правда надо всем людям просто захотеть быть хорошими?) церковь нам не врала!
Специалист в области разработки систем...  · 13 июл 2022
  1. Природа сознания
  2. Деление на Я и не-Я
  3. Непрерывность субъективного существования 
Это философские проблемы, решения которых ожидают актуальные практические задачи науки и техники. 
Почему снова деление ? А во взаимопродолжение когда же ? С бесконечностью дискретного потока ( непрерывностью... Читать дальше
Химик по образованию. С детства интересуюсь...  · 15 авг 2022  · leokrut.com
Нет и никогда не было "философских" проблем. Были и есть практические потребности человека и общества. Их решали люди. Потом появилась профессия - ученый, люди, которые это делают профессионально. Философствованиями, как и... Читать далее
Леонид СахаровПерейти на leokrut.com
Смешной ответ, не характерный для данного автора, известного своими мудрыми философскими рассуждениями. Особенно... Читать дальше
Только философия. Всё остальное -- её частности.   · 2 июл 2022
1) понять, что философские — это значит не научные, не этические, не эстетические. И уж, во всяком случае, не проблемы обыденной жизни. А философские именно. То есть, про отношение бытия к сознанию и наоборот. 2) понять, что... Читать далее
Начало верное- философское это значит ненаучное, то есть верование. Конец абсурдный, ну как может верование хоть... Читать дальше
Преподаватель истории, философии и психологии. Тем...  · 18 окт 2022
  1. Как решить глобальные проблемы современности и выжить человечеству?
  2. Как построить справедливое, бесклассовое общество?
  3. Как достичь практического бессмертия?