Какие три основные, по вашему мнению, философские проблемы современности?
Конечно, необходимо разделять вневременные проблемы философии и те, что актуальны в данный момент.
Когнитивные проблемы кризисов развития социума
Поскольку философия это, прежде всего, гносеология, попытаемся через положение дел в сфере человеческого познания очертить области, где произошли существенные изменения познавательной активности или проявились переломные точки во взглядах на окружающую действительность.
Итак, современный «человеческий мир» получил в результате своего развития значительные изменения жизненных процессов, затрагивающие, в том числе, сознание практически каждого индивида, приводящие к ломке понятийного восприятия действительности:
- Ноосфера планеты Земля стала ещё более человекозависимой, но в процессе, когда одна глобальная система вырастает на субстрате другой глобальной системы, нет поводов для оптимизма. Вообще говоря, отсутствует даже краткосрочная предсказуемость динамики такого тренда.
- За счёт внедрения компьютеров и интернета в человеческом социуме увеличилась мощность генерации абстрактных (информационных) пространств. Одновременно с этим, в результате развития на том же техническом базисе информационных технологий, сформировалось пространство информационного медиаглобализма, которое, вообще говоря, не позволяет индивидууму укрыться от потока контента, навязываемого масс медиа.
- Разработка и внедрение глобальных интеллектуальных систем управления существенно снижает предсказуемость внутрипопуляционного вектора развития, т.к. возникает зависимость приоритетов, формируемых новыми «господами» - цифровыми интеллектуальными системами, причём становится возможным тотальный перевод управления на свежеиспечённые доктрины, и это может произойти спонтанно, например, при возникновении даже небольшой кризисной ситуации, или даже без неё.
- Научное познание переусложнилось многообъектностью в каждой науке, а также генерацией большого количества разобщённых теоретических концептов, а это существенным образом размывает мировосприятие, как индивида, так и общества, прежде всего, из-за массового возникновения идей-фетишей, уводящих от объективного=научного мировоззрения.
- Новые абстрактные пространства, порождаемые цифровыми технологиями, как бы это не было неожиданно, не только не оказались «светочем добра и правды», но с момента своего рождения оказались «заражены кознями дьявола», то есть наполнены лжи, обмана, воровства, и всех возможных пороков, включая убийство. Но более того, всё это развивается с масштабирующим эффектом, возникающим за счёт механизмов информационной глобализации и мультипликации. Эти проявления оказались сфокусированными, и на отдельном человеке, и на всём социуме и, даже, деструктивно воздействуют на сами информационные пространства через сонм бесчисленных компьютерно-сетевых эпидемий.
Безусловно, перечислен не весь перечень зон, где происходят когнитивные метаморфозы, но предполагается, что упомянуты наиболее значимые.
Формулировка проблем развития социума
Попробуем проанализировать приведённые выше пункты и попытаемся вычленить именно философские проблемы в порядке их перечисления.
- Вопрос о глобальном освоении человечеством ноосферы Земли, безусловно, является лейтмотивом современной философской мысли.
Техническое освоение всех окружающих пространств и рост численности населения провоцирует генерацию мозаичного конгломерата, объединяющего геофизические биологические и человеческие структуры, и к настоящему времени глобальная ноосфера уже столкнулась с общим доминированием одного вида – Homo sapiens. Это создало совершенно новые условия для существования и выживания всей Земной системы. Проблема усугубляется тем, что до сих пор не имеется положительного опыта в создании самосохраняемых и саморегулируемых государственных форм, решающих задачи с построением гармоничного освоения окружающего пространства. История говорит, что все места, занимаемые когда-либо развитыми цивилизациями, сейчас находятся в состоянии пост-экологической катастрофы, а это меньшей мере – стадия опустынивания. К таким зонам нужно причислить Китай, Среднюю Азию, Ближний Восток, Грецию, Северную Африку и пр. При том, что большая часть названных территорий была представлена моно-государствами, и даже империями, то есть имелась возможность попыток достижения баланса с природой. А ведь сейчас речь идет об организации гораздо более сложной системы, охватывающей всю Землю.
Таким образом, очевидная глобальной проблема: неспособность человеческого сообщества, даже в рамках моногосударства, добиться равновесного существования с окружающей средой, для философии может быть сформулирована ещё и так: возможно ли вообще установление стабильного неразрушающего баланса глобальной популяции с замкнутой экосистемой, если да, то следуя какой стратегии?
- Понятно, что локальные абстрактные, или, иначе - локальные информационные пространства занимают существенное место в жизни не только человеческого, сообщества, но и прочих, не только высокоорганизованных биологических популяций. Это игровые, коммуникационные, обучающие, тренирующие, «гнездостроительные», пищевые, ритуальные, да мало ли ещё какие, абстрактные пространства, шлейфом сопровождающие любую популяцию, и которые, как правило, достраиваются до абстрактно-материальных композитов. В человеческой популяции к таким пространствам добавляются юридические, религиозные, экономические, научные, производственные, спортивные, культурные, и прочие пространства. В настоящее время воспроизводство таких пространств в человеческой популяции возрастает лавинообразно. Благодарить за это нужно развитие информационных технологий, главным образом, за счёт роста вовлеченности «паствы», но также за счёт существенного снижения ограничивающих воздействий языковых, временных, географических и цезурных факторов.
С другой стороны, поверх локальных информационных пространств, происходит мощное и постоянно нарастающее воздействие цифрового глобального информационного медиапространства, которое является общей объединяющей и координирующей структурой, но, надо признать, структурой достаточно конъюнктурно зависимой и потому весьма изменчивой.
Отсюда, одной из философских проблем современности, в привязке к человеческому социуму, можно назвать конкуренцию между расщеплением и обособлением локальных абстрактных пространств, находящихся в борьбе с возрастающей ролью глобального медиапространства.
- Технический прогресс, внедряемый в повседневную жизнь не только в виде роботов и гаджетов, но уже и в виде «интеллектуальных протезов», прямо в людские тела, вообще говоря,
не является принципиально новым феноменом. Тысячи лет животные демонстрируют свой интеллект в контактах с человеком создавая контакты с мета-интеллектуальными системами. Животные, наделённые своими интеллектуальными программами, слились с людьми, порой превращая людей в «кентавров» или вожаков охотничьей стаи. А, к примеру «идейное воздействие» вирусов, которое они осуществляют, воздействуя на окружающие живые объекты, согласно их собственной самоустаналиваемой и самореализуемой программы, это то, что ежесекундно атакует любое живое существо на планете. Интеллектуальные или нет эти воздействия? Можно и нужно поспорить. То есть, локальные интеллектуальные системы не есть нечто необычное в истории человечества, хотя специфика всегда существует.
В противовес этому,
развивающиеся интеллектуальные системы коллективного управления задают совершенно другие тренды существования и развития человеческой цивилизации. Это не означает, что достижение этой точки сразу приобретёт значимый характер. Проблема начнётся с момента, когда на социум начнут воздействовать глобальные разумные системы, например авиационной, военной, атомной безопасности, ресурсного обеспечения, или чего-нибудь ещё, имеющее характер глобального влияния. Безусловно, подобная проблема имеет место и в вопросах взаимодействия человеческого социума с любым бывшим и существующим государством. Однако, возникновение разумной системы не зависящей от человеческого разума, воспитания и исторического опыта, это вопрос, возникающий перед философией в полный рост: чем может закончится взаимодействие глобальных разумных систем управления и человеческой популяции?
- Философское восприятие современной науки, пожалуй, не может избежать определения «какофония». Разрозненность исходных базисов, методов, правил, деление наук на гуманитарные и естественные, методическая сегрегация живой и неживой природы, разложение на разумное и неразумное – всё это есть отход от научного подхода, потеря общности мировосприятия, уход в поиск мифологических или религиозных объяснений по слишком многим поводам. Пожалуй, к прямой обязанности философии следует отнести поиск ответа на вопрос: какой теоретической конструкцией можно обеспечить единство взаимодействия и развития всех материальных и абстрактных пространств, пока, быть может, за исключением точки возникновения всех сущих миров.
- Одним из наименее ясных мировоззренческих представлений об основах человеческого существования является то, что именуется «злой дух», «дьявол», «враг рода человеческого», и т.п. Без упоминания этого неустранимого компонента человеческого существования не обходится ни одна констатация феномена человека, человеческого сообщества, и всех наследственно-исторических и морально-этических скрепов, утверждающих существование названных и прочих, связанных с ними понятий. Нужно признать, что внятное определение «дьявольской сущности» не даёт ни одна из известных до сего времени доктрин генезиса человеческой популяции. Также не даются чёткие указания на механизмы действия и источник порождения этого феномена.
Но, вместе с развитием новых сред для формирования и трансляции бесчисленных информационных пространств, стало ясно, что «дьявольские козни» проявились в них моментально и на всех возможных уровнях. Такая «автоматическая» встраиваемость зла во все окружающие человека информационные среды и средства коммуникации порождают у некоторых индивидов даже такие экстравагантные идеи, согласно которым сами эти новации есть порождение дьявола.
Не поддерживая слишком сумасбродные мнения, необходимо согласиться с тем что философия не выработала достаточно взвешенный ответ на вопрос: объективные причины порождающие ложь, обман, клевету, нечистые помыслы в человеческом сообществе и в других популяциях. К этому необходимо добавить то, что отсутствуют, не религиозные, а научные предположения о возможных механизмах сдерживания и предотвращения «дьявольских искушений». Не обсуждена роль сознания индивида и коллективного сознания в генерации, как прямых, «дьявольских» действий, так и обратных, направленных на борьбу с «идеями зла», и вообще, о причинах устойчивого существования того и другого вектора. Нет и ответа на вопрос о возможности нахождения «дьявольских происков» в популяциях небиологических, т.е. в неживой природе.
• Итак, хотелось бы, чтобы философия ответила на вопрос о существе и происхождении дьявольских происков в человеке, человеческом социуме, человеческих иформационных пространствах и постижении необходимых и достаточных условий проявлений этого феномена в любых популяциях.
Попытка философского обобщения
Попытаемся обобщить сформированные выше актуальные вопросы-задачи философии на ближайшее будущее.
Можно отметить, что в пункте 1 говорится о проблеме глобализации человеческой популяции в рамках физического ресурсного пространства.
В пункте 2 речь идет о процессе идейной глобализации в информационных пространствах, сопровождающих развитие человеческой цивилизации.
Пункт 3 о том, что происходит глобализация способов управления в человеческой цивилизации, при которой сложившиеся самопроизвольно способы управления локальными сообществами, в том числе государствами, могут быть заменены или совмещены с «директивными» интеллектуальными системами не человеческой природы.
Предлагается, в целях усматриваемой общности проблем, объединить проблемы 1, 2 и 3 пунктов в одну общую проблему.
В пункте 4 говорится о вопросе нахождения наукой единой платформы для общих законов природы, действующих «безотзывно» в живой, и не живой природе, в информационных и любых прочих пространствах.
В пункте 5, взяв за основу человеческую цивилизацию, обсуждается вопрос о внутренних конфликтах внутри любой цивилизации, называемых «борьба добра со злом», интерпретируемых как действие разнонаправленных сил, укрепляющих или разрушающих популяцию, как в смысле усечения её ресурсной базы, так и в смысле уменьшения возможностей воспроизводства и развития популяции, а так же устранения попыток кастового раздробления социума, в особенности, имеющие целью дифференциацию способов существования (например, по типу: хищник - жертва).
Таким образом три вопроса к философии современности:
- Описание задач, порождаемых глобальными кризисами, как единой причины так называемой «болезни роста» цивилизации, специфического состояния при достижении её ресурсных и информационных границ с основными противоречиями между глобальными и локальными системами.
- Нахождение единого закона развития для всего сущего - для материальных и абстрактных популяций.
- Рассмотрение вопросов конфликтологии внутри популяции и выработки критериев экзистенциальной позитивности и негативности векторов конфликтов.
Прошу прощения за столь длинный опус! Решил, что совместить смысловую линию и резюме в одном месте, без ссылок.