Понятие о возможности исчерпывающего (полного, абсолютного) познания всего, т.е. мира возникло уже у древних (мыслителей, философов). Разумеется, право на это знание единственно претендует философия. Ведь древнегреческий философ Гераклит говорил: «Выслушав не мою, но эту-вот Речь [Логос], должно признать: мудрость в том, чтобы знать все как одно».
Но к сожалению (и) на сегодня для ученных, философов это скорее идея, чем ясное понимание как это должно происходит. Скажем, материалистическо-эмпирическая система предлагает свое видение того, а с ним и решение, тогда как идеалистическая – свое. Словом, они различны.
Обычно под абсолютным знанием в современной научной парадигме понимаем познания всего, т.е. мира в его природно-материальном существовании. Ибо это есть самое основательное и первичное бытие. И тогда познание мира означает, как виделось то французскому физику Пьеру Симону Лапласу (18-19вв.): мы смогли бы обнять (т.е. познать) «в единой формуле движения самых огромных тел во Вселенной и самого легкого атома; для него не было бы ничего неясного, и будущее, как и прошлое, было бы у него перед глазами…». Но со временем с расширением знаний о мире от этой формулы пришлось отказаться. Дело в том, что мир бесконечен с наполняющим его…
В математике (в области теоретического) действительно имеем понятия о математических объектах в их абсолютном значении. Так мы знаем, что в прямоугольном треугольнике прямой угол равен двум остальным, сумма двух чисел дает третье, и оно нисколько не больше и не меньше, а строго равно сумме двум первым и притом – абсолютно.
Но конечно об абсолютном познании более всего говорят философы идеалисты со своими принципами и идеями познания, со своей философской картиной мира. Для них главным в познании есть познание идей и тому подобных сущностей (как думает философ Платон, «приблизившись к бытию и обратившись к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд» на бытие) от которых происходит все чувственно воспринимаемое, т.е. природное, материальное.
Всем тем они склоняются к такому рассуждению: это познание должно чем-то напоминать знания уровня Первого (Творца), когда Он своей мудростью замыслить сотворить этом мир. В философии имеется понятие о Демиурге, о Высшей мудрости что находится в основании (в начале мироздания или в начале этого Творения). Аристотель не случайно обращает наше внимание, что «мудрость была определена как наука о первых причинах и о том, что наиболее достойно познания». А коль предполагается о божественной природе души человеческой, о тождестве сущности человека и мира – то почему бы и нет (т.е. возможности достижения умом человека этой Высшей мудрости так, как <и> человек обладает <божественным> а соответственно и таковым <потенциально> умом).
А (еще) при этом следует иметь ввиду что мир управляется разумной силой «бесконечного ума» (Анаксагор, древнегреческой философ) и естественно (объективно) ведет к цели все. При этом Им учитывается самым достойным образом цель для каждого человека и живого существа, поскольку (Он) как полагает философ, «определяет бытие и благоустроенность для всех сущих, будучи предпричиной» (Прокл).
И поэтому человеку в познании (главным образом) надо (настойчиво) двигается в сторону познания <рационалистической> сущности мира – это есть его мера участия в том, тогда как другая – объективная принадлежит объективной сущности всего мира на которую возлагается главная роль (в том во всем). Античный философ Плотин говорит: «Притом… всякое исследование обыкновенно ставит себе задачей установить или сущность… или причину…»; Аристотель укоряет философов, что «они ничего толком не знают о сущности, которая первее свойств»
Стало быть, достаточным решением в деле абсолютного познание будет познание сущности (мира и ее первопричины), ибо как то можно истолковывать иначе.
Оттого справедлив вопрос: как (все же) того достичь? Понятно этим прежде всего должна заниматься наука в ее соответственном идейном и теоретическом выражении (наполнении), и конечно на основании врожденного (в нас) – идеях, разуме, а точнее на его системе…, а (еще) для усиления и в помощь этому интуиции, прозрения и другое жизненное чтобы уверенно начать двигаться по этому пути к цели, а она должна быть единой (и единственной) – для каждого и всего. То, что это есть т.с. верный путь следования будет указывать и поступающая энергетика (для этого) в нас от Первого и глубокое внутреннее проникновение в суть происходящего. Так античным философом Ямвлихом отмечается, что «путь счастья», что также есть критерием верного пути, «связанный с умным наполнением душ божественным единением…», который также связывается со «способностью к очищению души, значительно более совершенному…» что опять-таки ведет «– к единению с богами, дарующими благо», и вместе с тем приводит к Истине, поскольку знание и бытие представляют одно (ведь немецким философом Шеллингом указывается же, что «чистое знание, т.е. чистый дух»), но конечно могут рассматриваться и отдельно с той или другой стороны. Соответственно тому <и> знание имеет свою отологическую суть.
Согласно Гегелю, сознание приходит к «абсолютному знанию как к своей внутренней истине… Так… абсолютный дух, оказывающийся конкретной и последней высшей истиной всякого бытия…». На что, сказали бы эти философы – Цель достигнута. А что может быть более того; как верно сказывается философом, «всякое изыскание обычно доходит до начала и на нем останавливается» (Плотин).