Диалектическое мышление создано Платоном. Только его диалога «Пир» достаточно для того чтобы его усвоить. В других его работах объяснены разные его аспекты (приемы). При этом он высказал некоторые положения об атрибутах развития вообще, что потом названо законами диалектики. Аристотель отмечал некоторые свойства развития. Их последователи продолжили такой подход фрагментарного объяснения свойств развития. Но в общем они не систематизировали атрибуты развития, что сделал впервые Энгельс на основе работ Гегеля. Ф Энгельс кратко назвал их законами диалектики, что и стало основой последующего их объяснения. При этом только второй закон диалектики - порождение количественными изменениями нового качества более или менее объясняют определенно и в целом не отторгается ис-следователями. Что же касается первого закона, то его называют раз-ными словами и возникает неопределенность. При этом довлеет геге-левская его интерпретация как противоречия. Такой подход к нему воспринят Марксом, Энгельсом, Лениным и их последователями. И все это обезвреживает его эвристический, когнитивный потенциал. Слово «противоречие» адекватно отражает гегелевский идеализм, но не мате-риализм. Противоречия присущи речи, а не материальным субстратам. Поэтому первый закон диалектики следует называть единством и борьбой противоположностей (или полярностей). Но и в такой его ин-терпретации не легко его применить как методологический, универ-сальный прием диалектического объяснения.
Самым проблемным следует считать третий закон диалектики – отрицания отрицания. Его ввел Гегель и объяснял его с помощью кру-говорота почки- цветок- плод. Такая его трактовка стала нормой при понимании диалектики, но в целом бесплодной и ошибочной. Он предполагает исчезновение исходной формы объекта при появлении на ее основе новой формы. Его использование для детерминации практики в нашей стране нанесло ей большой ущерб. И причиной этому является ложная его трактовка. Основанием ей следует считать непонимание развития вообще и его специфики по сравнению с другими состояниями объектов, прежде всего с круговоротом. Нужна систематика состояний объектов: покой, изменение, процессы, круговороты, развитие, переходы, превращения, преобразования. И каждое из них имеет свои атрибуты. Развитие является наиболее сложным состоянием и его характеризуют и первый, и второй, но не третий закон диалектики, присущий круговороту. При этом обобщение мыслей исследователей о законе отрицания отрицания позволяют сформулировать его альтернативу для развития двумя законами – сохранение исходных форм и преемственность новых форм с исходными.
В связи с этим следует строго различать развитие объектов и диалектику как развитие мысли – диалектическое мышление. При этом в диалектическом мышлении надо знать его приемы и их визуальные матрицы. Их вполне достаточно для практического их применения. На этой основе легко объяснить основные когнитивные приемы диалекти-ческого мышления анализ-синтез, индукция-дедукция и т.п., а затем процесс познания. И когда недостаточно всего этого, то можно попы-таться опереться на законы диалектики. Такая трактовка дана в автор-ском самоучителе мышления (диалектической логики) и в уроках ло-гического мышления на Ютубе, выставленных в 2020 году