Теория реинкарнации базируется на теории Платона. Но, реинкарнация в индуизме отличается от философской, так как у Платона Мировая Душа эманирует из себя, воплощая идеи Ума в тварном пространстве. В индуизме душа реинкарнирует в замкнутом пространстве и переселятся не только в человека, но и в насекомых, животных и т. д. Оккультные (гностичесие) учения также включают идею реинкарнации. Так, например в теософии Бог имеет статус имманентного Божества, а это уже не Бог. Бог в любой гностической системе предстаёт как вершина некой пирамиды познания (восхождения), то есть и сам представляет себя звеном этой цепи, хотя и последним, как лестница восхождения по иерархическим ступеням познания. Этот "религиозный эволюционизм" есть таким образом, не что иное как классический пантеистический имманентизм. Божество ( в оккультной практике) включено здесь в механизм мира и, следовательно, доступно раскрытию и постижению обычным закономерным путем, подобным естественному причинно-следственному ряду. Этот путь подобен дурной бесконечности, в которой ничего познано человеком быть не может, так как сам Абсолют предстаёт лишь потенциально, в качестве возможности беспредельной лестницей движения без достижимой цели.