Этимология слова «философия» является основанием положи-тельного ответа на вопрос. К сожалению, этот факт лежит в основе обыденного понимания не только народом, но и ее профессионалов философии. Тем не менее, такую ее трактовку следует считать заблуж-дением и фактически её убийством. Без истинного понимания филосо-фии общество не выживет в третьем тысячелетии.
Уяснение и осмысление философии требует учета многих фактов ее истории и науки вообще. У разных народов, в частности, у древних египтян, возникло слово «мудрость». Они осознали актуальность ду-ховного мира людей для их жизни, его дифференциацию у разных людей и соответственно существование глупцов и умников, в т. ч. мудрецов. При этом они осознали то, что мудростью являются знания, возникающие стихийно по мере овладение языком и наука, т. е. знания, которым специально учат молодые поколения и которые растут по мере взросления людей и накопления ими опыта жизни. Все это проявляется в крылатых выражениях, например, «мудрость седеющей бороды». Возникло много форм народных мудрецов – знахарей, волшебников, кудесников, волхвов и т.п. Тогда же произошло признание мудрости прерогативой власти, прежде всего фараонов и богатых людей. Так возникла мания мудрости, остающаяся по настоящее время тормозом общественного прогресса. Это констатировали и древние мыслители, в частности на это указывает библейская истина Экклезиаста – «мудростью бедняка пренебрегают» и современные присказки «я - начальник, ты – дурак» и т.п. В целом, мудрость является важнейшим позитивным фактором жизни народов, что не исключает заблуждений, выдаваемых за мудрость, скажем, слышанная в детстве крестьянская мудрость «для того, чтобы уродилось много тыкв, надо крестьянину покататься по полю, на котором он их посадит». Мудрость существует у всех народов, но не является философией.
Философия возникла в Древней Греции. Древние греки признавали мудростью знания и науку, но они осознали их относительность, а поэтому исходили из неспособности людей быть истинными мудрецами. Люди могли только любить мудрость и стремиться к ней с помощью усвоения науки. Они ввели слов «теория» для названия более развитой формы науки как мудрости и разрабатывали когнитивные приемы ее постижения – мышление. Все это и было предметом философии как науки о науке и канона теоретизации наук. Теория – высшая форма научной мудрости, а философия - ключ к ней. К сожалению, законы развития общества привели к отрицанию классической философии подменой ее филодоксией, а поэтому спасение философии возможно только ренессансом классической её формы, которая объяснит науку как социальное явление, формы науки, их тренд и актуальность теоретизации всех наук с помощью разработанных философией прие-мов диалектического, логического мышления как ключа (канона, ор-ганона) разума теоретической науки.