Любовь к мудрости является исторически первым определением философии, «расшифровкой» её названия, восходящего к Пифагору. Эта формула и сейчас может использоваться в качестве «рамочного» определения предмета философии, охватывающего всё многообразие её учений. Но ни одно из них на такой формуле не останавливается и не считает её достаточной. Объект философии – мироздание в целом, а оно беспредельно; но единственным определением бесконечного является единство всех мыслимых противоположностей. Поэтому философия также распадается на многообразие противоположных направлений, которые не могут согласиться и в конкретном определении своего предмета. Вообще-то выход к определённости есть: он в том, что законы развития и связи едины для всего мироздания, несмотря на радикальное своеобразие его частей, сторон и состояний. Это отражается в определении диалектики, представляющей (напр.. в марксизме) ядро философии, как «учения о наиболее общих законах развития и связи в природе, обществе и мышлении» (Ф. Энгельс). Но кроме диалектики, в философии есть онтология, теория познания, методология, общая социология, этика, эстетика и др. дисциплины, и они имеют свою специфику. А кто не согласен с диалектическими или вообще с научно-рационалистическими установками (таковых немало), не согласится и с такими конкретизациями предмета философии.