Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Насколько качественным было высшее образование в Российской Империи?

Сейчас довольно часто можно слышать критику нашего Отечественного образования, в сравнении с Европейским/Американским. Какая ситуация с Высшим образованием была в имперские времена?
ОбразованиеИстория+3
Никита Фандеев
  ·   · 4,7 K
Редактор, канд. ист. наук, история культуры  · 10 февр 2022
Вопрос о качестве образования в Российской империи не такой простой, как кажется. Например, в германских землях только в период до 1500 г. было открыто 15 университетов — больше, чем во всей Российской империи с 1755 и до 1917 годы. Вроде, исчерпывающая статистика. Но количество не всегда означает качество.
Более того, в XVIII веке (и вплоть до 1814 г.) главным образовательным учреждением в России был не Московский университет, а Славяно-греко-латинская академия, основанная на принципе обучения семи свободным искусствам. Здесь, в частности, учился Михаил Ломоносов, Василий Тредиаковский, Антиох Кантемир, Василий Баженов. Довольно много образованных людей в XVIII-XIX веках поставили Сухопутный и Морской шляхетские корпуса. Среди них: основатель Московского университета Иван Шувалов, Михаил Кутузов, Алексей Сумароков, Кондратий Рылеев. Выпускником Главной семинарии (Славяно-греко-латинская семинария) в Санкт-Петербурге был Михаил Сперанский. А еще был Кёнигсбергский университет, который почему-то никогда в статистике не учитывается, Киево-Могилянская академия и ряд православных коллегиумов на территории нынешних Литвы, Украины и Белоруссии.
То есть количество университетов неравно количеству высших учебных заведений в России. (Да и, честно говоря, представление об университетском образовании, как высшем образовании, сложилось позже).
А вот другой количественный пример. В Гейдельбергском университете, одном из старейших в Германии и одном из самых уважаемых в мире, в конце XIX века обучалось около 1600 студентов. А в Московском, тоже на пяти факультетах, — более 3700.
Разумеется, по количеству публикаций и качеству академической репутации российские университеты не могли сравниться с европейскими в силу своей молодости. Для сравнения: итальянские университеты начали формироваться в IX-XI веках, французские, английские и испанские — в XIII веке, Пражский и немецкие — в XIV веке. Славяно-греко-латинская академия основана три столетия спустя — в 1687-м, Санкт-Петербургский академический университет — в 1724-м, Московский — в 1755-м. Создание школ и образовательных традиций, подготовка собственных кадров требует много времени!
Между тем, спрос на светски образованных людей в XVIII веке в России был ограниченным, а высшее образование как таковое просто негде было предъявить. Именно поэтому первые студенты Московского университета часто предпочитали заканчивать обучение на философском факультете (т.е. без специализации на медицинском или юридическом), а некоторые просто ограничивались гимназическим курсом. Дело доходило даже то того, что куратор Павел Голенищев-Кутузов накануне войны 1812 года готовил докладную записку, в которой предлагал расформировать университет и присоединить его к Сухопутному шляхетскому корпусу.
В Академическом (Санкт-Петербургском) университете, где ректорами были Герхард Миллер и Михаил Ломоносов, ситуация была еще хуже. В некоторые годы набор был таким маленьким, что хватало пальцев на одной руке.
Спрос на высшее образование в России начался только в XIX веке — после провалившейся попытки Екатерины II и Петра Завадовского организовать сеть народных училищ, создания Главного педагогического института и министерства народного просвещения при Александре I, по мере подрастания нового поколения, увеличения городов, появления больниц и гимназий, развития рыночных отношений, появления интереса к литературе.
То есть качественное образование — результат сложения множества факторов, а не только желания или одаренности организаторов. В германских княжествах эти факторы появились намного раньше. Более того, единая Германия сложилась только в 1870 году, а до этого каждое княжество было в значительной степени государством, что способствовало росту количества образовательных учреждений. Каждый герцог хотел видеть на своей земле университет, а то и два. Российская сверхцентрализация наоборот замедляла развитие спроса на образование вдалеке от обеих столиц. Также долгое время спрос существовал только на западе империи: в числе первых университетов находятся Дерптский, Виленский, Харьковский, Хельсинкский, Варшавский и Киевский (Св. Владимира). Самым восточным вплоть до 1887 года был Казанский — один на всю азиатскую часть империи! (Хотя Казань — европейский город).
Однако же в последней четверти XIX века развитие университетской системы в России шло весьма споро, стали развиваться научные школы, профессора регулярно выезжали на международные конференции, научные работы переводились в обе стороны. Уровня Геттингенского или Йенского к 1917-му наши еще не достигли, но по количеству студентов на единицу учреждения превзошли, а академические связи крепли каждое десятилетие. (Кстати, «англо-саксонское» образование в ходе обсуждения университетских реформ самими профессорами было признано неподходящими для подражания).
Можно уверенно говорить, что к 1917-му российское высшее образование поднялось на вполне приемлемый по европейским меркам уровень. И могло бы бы динамично развиваться и после 1917-го, если бы не начались эксперименты по реорганизации и разделению университетов, внедрения новых принципов обучения, изгнание антимарксистски настроенных профессоров и т.д.
Кандидат исторических наук. Специалист по истории...  · 9 февр 2022  ·
asocial_gumoMEM
Понятно, что никаких рейтингов, проводящих сравнение качества высшего образования во времена существования Российской империи не было, поэтому по поводу качества можно рассуждать только по косвенным данным. Для начала хочется... Читать далее
Канал на Дзене - ИстАдмин. Статьи по истории в разных ее вариацияхПерейти на dzen.ru/ist_admin
1889-1913г. о каком высшем образовании может идти речь, если половина не умело читать. https://ru.m.wikipedia.o... Читать дальше
историк, политолог, искусствовед  · 10 февр 2022
Все мнгочисленные воинские победы и все научные и культурные достижения Золотого и Серебряного века в России - это результат действия высшей школы при царизме. Да и многие достижения первых десятилетий Советской власти... Читать далее
Системный программист, увлекаюсь историей...  · 23 янв 2022
Если коротко, то было общепризнанно, что высшее образование Российской империи занимало второе место в мире, после германского.
До 1917 года в стране было 142 высших учебных заведения в том числе 12 университетов.
Экономист, политическая экономия. все вопросы...  · 1 июн 2022
Высшее образование в Российской Империи, судя представителям науки и техники того времени, было очень высокого качества.  Именно в конце XIX и начала XX века в России совершили выдающиеся научные открытия представители... Читать далее
Пацифизм, Товарищество и Созидание! Миру - Мир !   · 9 февр 2022
Советский Союз строился и креп усилиями главным образом специалистов ещё с дореволюционным образованием. Чуть ли не до конца шестидесятых. Так что вероятно оно было неплохим по качеству.
Лучше не писать ничего, чем писать о том, чего не знаешь. Столько ерунды вместить в короткое сообщение - это надо... Читать дальше