Вопрос о качестве образования в Российской империи не такой простой, как кажется. Например, в германских землях только в период до 1500 г. было открыто 15 университетов — больше, чем во всей Российской империи с 1755 и до 1917 годы. Вроде, исчерпывающая статистика. Но количество не всегда означает качество.
Более того, в XVIII веке (и вплоть до 1814 г.) главным образовательным учреждением в России был не Московский университет, а Славяно-греко-латинская академия, основанная на принципе обучения семи свободным искусствам. Здесь, в частности, учился Михаил Ломоносов, Василий Тредиаковский, Антиох Кантемир, Василий Баженов. Довольно много образованных людей в XVIII-XIX веках поставили Сухопутный и Морской шляхетские корпуса. Среди них: основатель Московского университета Иван Шувалов, Михаил Кутузов, Алексей Сумароков, Кондратий Рылеев. Выпускником Главной семинарии (Славяно-греко-латинская семинария) в Санкт-Петербурге был Михаил Сперанский. А еще был Кёнигсбергский университет, который почему-то никогда в статистике не учитывается, Киево-Могилянская академия и ряд православных коллегиумов на территории нынешних Литвы, Украины и Белоруссии.
То есть количество университетов неравно количеству высших учебных заведений в России. (Да и, честно говоря, представление об университетском образовании, как высшем образовании, сложилось позже).
А вот другой количественный пример. В Гейдельбергском университете, одном из старейших в Германии и одном из самых уважаемых в мире, в конце XIX века обучалось около 1600 студентов. А в Московском, тоже на пяти факультетах, — более 3700.
Разумеется, по количеству публикаций и качеству академической репутации российские университеты не могли сравниться с европейскими в силу своей молодости. Для сравнения: итальянские университеты начали формироваться в IX-XI веках, французские, английские и испанские — в XIII веке, Пражский и немецкие — в XIV веке. Славяно-греко-латинская академия основана три столетия спустя — в 1687-м, Санкт-Петербургский академический университет — в 1724-м, Московский — в 1755-м. Создание школ и образовательных традиций, подготовка собственных кадров требует много времени!
Между тем, спрос на светски образованных людей в XVIII веке в России был ограниченным, а высшее образование как таковое просто негде было предъявить. Именно поэтому первые студенты Московского университета часто предпочитали заканчивать обучение на философском факультете (т.е. без специализации на медицинском или юридическом), а некоторые просто ограничивались гимназическим курсом. Дело доходило даже то того, что куратор Павел Голенищев-Кутузов накануне войны 1812 года готовил докладную записку, в которой предлагал расформировать университет и присоединить его к Сухопутному шляхетскому корпусу.
В Академическом (Санкт-Петербургском) университете, где ректорами были Герхард Миллер и Михаил Ломоносов, ситуация была еще хуже. В некоторые годы набор был таким маленьким, что хватало пальцев на одной руке.
Спрос на высшее образование в России начался только в XIX веке — после провалившейся попытки Екатерины II и Петра Завадовского организовать сеть народных училищ, создания Главного педагогического института и министерства народного просвещения при Александре I, по мере подрастания нового поколения, увеличения городов, появления больниц и гимназий, развития рыночных отношений, появления интереса к литературе.
То есть качественное образование — результат сложения множества факторов, а не только желания или одаренности организаторов. В германских княжествах эти факторы появились намного раньше. Более того, единая Германия сложилась только в 1870 году, а до этого каждое княжество было в значительной степени государством, что способствовало росту количества образовательных учреждений. Каждый герцог хотел видеть на своей земле университет, а то и два. Российская сверхцентрализация наоборот замедляла развитие спроса на образование вдалеке от обеих столиц. Также долгое время спрос существовал только на западе империи: в числе первых университетов находятся Дерптский, Виленский, Харьковский, Хельсинкский, Варшавский и Киевский (Св. Владимира). Самым восточным вплоть до 1887 года был Казанский — один на всю азиатскую часть империи! (Хотя Казань — европейский город).
Однако же в последней четверти XIX века развитие университетской системы в России шло весьма споро, стали развиваться научные школы, профессора регулярно выезжали на международные конференции, научные работы переводились в обе стороны. Уровня Геттингенского или Йенского к 1917-му наши еще не достигли, но по количеству студентов на единицу учреждения превзошли, а академические связи крепли каждое десятилетие. (Кстати, «англо-саксонское» образование в ходе обсуждения университетских реформ самими профессорами было признано неподходящими для подражания).
Можно уверенно говорить, что к 1917-му российское высшее образование поднялось на вполне приемлемый по европейским меркам уровень. И могло бы бы динамично развиваться и после 1917-го, если бы не начались эксперименты по реорганизации и разделению университетов, внедрения новых принципов обучения, изгнание антимарксистски настроенных профессоров и т.д.