Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему альтернативная история пользуется успехом? Хотя всё учились в школе по официальным учебникам.

ОбразованиеИстория+1
Андрей А
  ·   · 6,3 K
Историк по образованию; путешествия и фесты. Пишу...  · 20 дек 2021  · a-l-e-j-o.livejournal.com
Потому что эти учебники, равно как и школьная программа - зачастую не айс. Те, кто идёт потом на истфаки в ВУЗы, имеют возможность восполнить пробелы, и узнать историю как серьёзную науку, но вот чисто школьный багаж оставляет желать лучшего... В советское время они были невероятно выхолощены, и события в них подгонялись под имевшиеся в стране идеологические установки, и доктрину диалектического материализма. Вот ТУТ как-то отвечал, почему при таких раскладах могло сформироваться заблуждение о том, что-де древнеегипетские пирамиды построили рабы. Более того, советские учебники регулярно какие-то вещи могли не то что недоговаривать, а ещё и привирать. Как оно, в общем-то, было и в жизни, где официально говорили одно, а в быту было совсем по-другому. И в семейных разговорах это могло точно так же всплыть, как и то, что выполнение какого-то очередного плана было совершенно липовым. Ну например, говорит такой ученик, вернувшись из школы: "При царе рабочие голодали, и ходили в лохмотьях!" А отец ему замечает, что дедушка был мастером на заводе, носил хорошие костюмы, и снимал квартиру в несколько комнат. Или повторяет дома мантры о том, как нереально Коллективизация подняла сельское хозяйство, и улучшила жизнь крестьян - ну тут в ответ можно было услышать просто ниагарские водопады материала, заставляющие сильно усомниться в достижениях советской власти. Или, например, ученик в БССР повторял ещё штампы о том, что "православных крестьян угнетали польские помещики", и узнавал, что большая часть беларуской шляхты была беларусами-католиками, а в начале XIX века крестьяне - униатами. После таких бесед к истории, ясен пень, складывалось отношение скептическое; и в подсознании укреплялась мысль о том, что где-то что-то скрывают.
В 1990-е произошло, как известно, завершение совкового эксперимента, а с ним и крушение идеологии, в которую хоть и не так, чтобы верили, но всё-таки жили по её правилам. И тут же многое из того, что было положительным и правильным, стало отрицательным и наоборот. Соответственно, стала происходить переоценка ценностей всего. С точными науками такое не прокатит, а вот история, как уже отмечал, сильно связана с идеологией.
Но те, кто привык большую часть жизни во что-то более-менее верить, начали искать, чем же восполнить образовавшийся вакуум. Отсюда массы, ударившиеся в ту или иную религию, в секты, во всякие антинаучные практики - то самое заряжание воды перед телевизором. И, как вариант - в альтернативные "исторические" теории, в чём-то очень сходные с сектами, хотя бы по причине того, что опираются на голую ВЕРУ, не подкреплённую никаким весомыми аргументами и фактами. Ещё раз повторюсь: прежде всего это те, что дальше школы историю не изучали. Как и идеологи альтернативщиков - среди них тоже абсолютное большинство к профессиональной исторической науке отношения не имеют. Одним было выгодно обманывать, другие сами обманываться были рады. В стране, где годами у масс населения нивелировалось критическое мышление, почти любая абсурдная идея может найти тех или иных последователей.
А что же новейшее поколение - тех, кого в СССР ещё в проекте не было? Как человек, поработавший в среднестатистической ГОУ СОШ именно преподом истории и обществознания, могу сказать, что в чём-то ещё печальнее. В советской школе хотя бы заставляли учить какой-то необходимый минимум. Тут даже не в учебниках дело, а в том, учащиеся практически ничего не учат и не воспринимают, а у преподавателей почти невыносимые условия работы. Так, издержки современной школы, от советской оставившей самое отвратительное, и отбросившей то хорошее, что было; допустившей либерализацию ровно там, где нельзя было ни в коем случае. Достижением учителя истории будет, если подопечные из всего материала, и так крайне упрощённого и урезанного, усвоят хотя бы треть. И если рандомная выпускница (которой не пришлось сдавать ЕГЭ по истории) осознаёт, что Александр Невский не мог встречаться с В.И.Лениным. Тем более, что на арену потихоньку возвращается ползучая идеологизация, а значит, и историю снова будут эксплуатировать в "нужном" направлении, а значит, врать, и получать скептическое отношение в ответ. Серьёзный человек, пожелавший после школы восполнить пробелы в исторических знаниях, всё-таки возьмёт в руки научное издание, будет сверяться хотя бы с Википедией (в которой, вопреки воплям альтернативщиков, обычно оставляют информацию из более-менее проверенных источников). Но множество других, которым в лом, или тупо не хватает времени, черпая отрывочные сведения, и ведясь на яркие картинки, легко пополняют число адептов Рен-ТВ, граждан Гипербореи, Великой Тартарии и т.д.
1 эксперт согласен
Закарпатська газдиня.Читаю, отвечаю за то, что...  · 20 дек 2021
Тут не совсем понятно, что имел в виду автор вопроса, возможно не только "фоменковщину" и смежные с нею течения, причины популярности которых осветил Лёха Мудрый. Но и многочисленные (анти)художественные произведения, краткое... Читать далее
Да конечно. Я имею в виду "новую хронология" И всякое подобное. Вопрос. А может государство ограничения вести этим фантазерам?
Я - пенсионер. Немножко работаю. Занимаюсь треть...  · 22 дек 2021
Есть великая народная мечта о халяве. О печке, которая варит сама по себе, о щуке, исполняющей желания и так далее. Особенно она распространена среди слоев населения, не обременяющих свои мозги науками и особыми умениями. Им... Читать далее
Инженер, имею учёную степень кандидата...  · 22 дек 2021
Полагаю, что это некое новое направление, появившееся от части в знак протеста, от части ради хайпа. Думаю, что это ещё и проявление политики в угоду или ровно наоборот в неугоду кому-либо или чему-либо. Самое главное здесь это... Читать далее
Я - пенсионер. Немножко работаю. Занимаюсь треть...  · 22 дек 2021
Человек, осознающий себя ни на что не годным, что чаще всего так и есть, мечтает о чем-нибудь фантастическом, которое бы позволило ему стать значимым. Так нацисты воспитывали немцев до войны: придумывали героическое прошлое... Читать далее
Чувствую смысл жизни, познавая новое.  · 20 дек 2021
Потому что для альтернативы есть место. Историю пишут победители, мнение противоположной стороны мы не знаем, а историю тайных операций не пишут вообще (или она скрыта под грифом в архивах). Я как любитель интересуюсь историей п... Читать далее
Комментарий был удалён за нарушение правил
Если бы из истории выкинули всю ложь это не значит, что осталась бы только правда. В результате могло бы и вообще ничего не остаться. Из этого и следует исходить
1 эксперт согласен
Популяризатор истории, писатель  · 20 дек 2021  ·
grand_orient
Во-первых, неслучайно больше всего "альтернативщины" крутится в сфере истории древнего мира: "не могли построить пирамиды" и всё прочее. Ведь школьная программа по истории не строится по принципу "от простого к сложному", как в... Читать далее
Популяризация исторической науки каждый день:Перейти на vk.com/grand_orient
1 эксперт согласен
так а как это сделать-то? С чего простого начинать?