На самом деле называть "восстанием коренных народов" частей белого движения против советской власти будет неправильно. Это часть Гражданской войны и её эхо на национальных окраинах. Нельзя считать, что коренные народы как-то особым образом отличались от русского большинства. Как и у русских, у них были свои эксплуататоры и свои угнетенные. Эксплуататоры, как правило, были за сохранение былых порядков и выступали против Советских властей, а угнетенные - за советы.
Так например в Якутии за установление советской власти активно боролся Егоров Гаврил Васильевич. Родился он 21 апреля 1879 года. По национальности якут, сын простых, безземельных якутов. Работал батраком. Из-за неравноправного положения батраков проявлял бунтарский дух и на него был сделан донос на местные власти. Его осудили и заключили в тюрьму в Якутске. По решению суда он не должен был возвращаться в родные места - в Баягантайский улус. Позже работал на шахтах в Бодайбо. Там же в 1912 году принял участие в забастовках шахтеров.
Власти подавили возмущение шахтеров с помощью силы - на толпу демонстрантов произвели выстрел. Погибло около 170 человек и ещё около 370 получили ранение. Некоторых выживших участников также заключили в тюрьмы. Позже в историю этот случай войдет как Ленский расстрел. Среди заключенных был и Егоров. Его отправили в ту же тюрьму в Якутске.
В 1917 году после Октябрьской революции власть в Якутске сразу же перехватили белые власти. Затем в 1918 красные взяли Якутск. Тогда Егорова освободили из заключения. Освободившись, он вступил в ряды красных и участвует в установлении Советской власти на местах.
Затем белые силы Колчака разбили красных и опять захватили власть. В это время Егоров начинает партизанить и проводить подпольную деятельность на местах. После разбития колчаковцев служил в гарнизоне в Якутске.
Далее участвует в боях против Пепеляева, которого призвали из Харбина якутские баи и которому они активно помогали финансами. В этих боях за отличие в освобождении Амги был награжден орденом Красного Знамени.
После окончания гражданской войны стал активным борцом за осуществление культурной революции. По его инициативе в республике были построены более 20 школьных зданий и была сохранена Тандинская церковь как объект исторической культуры.
Можете также почитать роман "Весенняя пора" Н. Е. Мординова и рассказы Эрилика Эристиина. В их творчестве описывается местный быт в дореволюционный период Якутии.