ДА. Ну как не римлян - и у тех тоже, достаточно почитать "Сатирикон" Петрония Арбитра. Но эллины переплюнули.
Причина как раз кроется в крайнем патриархате древнегреческого общества, и соответствующем гендерном неравенстве. В отличие от Древнего Рима, (где всё-таки фемины имели больше прав, и какие-то возможности для публичной жизни) например, и, особенно, Древнего Египта, в Греции мужчины были во главе угла всюду и везде, а женщины - существами второго сорта, скорее объектом собственности. Жена была нужна для размножения и ведения домашнего хозяйства. "Правильная" женщина после замужества должна была проводить своё время дома на женской половине, под охраной злобных собак; на улицу выходить только в чьём-то сопровождении (понятно, что вышеперечисленное прежде всего относится к обеспеченным слоям населения), с накидкой на плечах и голове. Античная красота с обнажёнкой - это прежде всего про мужчин. Нет, ну богинь, и героинь эпоса периодически в неглиже тоже изображали... Однако присмотритесь: если у мужских скульптур везде дотошно, прямо-таки с любовью изображены пенисы, то у женских вагин не найти (*только у богини Баубо, но это отдельный персонаж). В плане женской одежды улицы древнегреческих городов внешне напоминали современные города Индии или даже некоторые мусульманские страны. И с правами было соответствующе. Да, выглядели домохозяйки Эллады скорее всего примерно также как современные индийские: весьма упитанные, с целлюлитом и растяжками. Наберите интереса ради в поисковике картинок naked bhabhi.
А прекрасных богинь с параметрами 90-60-90 лепили с гетер. Гетеры за собой следили, и некоторое образование имели. И любовь была к ним же. Иногда на них даже женились, но редко. Ещё, на них были нужны деньги. Как и на простых проституток - "порнэ".
Важные отличия от Индии.
Если там браки заключают часто ещё родители, не спрашивая согласия детей, и те играют свадьбу в более-менее равном и молодом возрасте, то в Древней Греции мужчины обычно женились уже в зрелые годы, но на юных девушках. Сами понимаете, до свадьбы с кем-то секс всё это время хочется словить.
Большую часть времени мужчины проводили в своих коллективах, начиная с юношеского возраста.
Культ тела, и распространённость мужской наготы во многих сферах (женщинам, см. выше, было закрыто): в гимнасиях, во время спортивных состязаний, часто во время боя. Да и повседневная одежда юноши лет до 20 была довольно-таки фривольной.
Так что в условиях, когда общение с противоположным полом было несколько затруднено, а своих, и притом в тесной доступности, имелось предостаточно, это несколько подталкивало.
Тут были свои особенности. Чистый гомосексуализм встречался не так часто, как бисексуальность. Любовь прежде всего была к юношам, эфебам; между двумя взрослыми мужиками значительно реже, хотя... - об этом будет дальше. Важное значение в отношении к сексу придавалось тому, кто в активной роли, и наоборот. Здесь лучше всего сформулировано в Вики:
По мнению некоторых современных исследователей, восприятие сексуальных практик в Древней Греции было основано не на противопоставлении гомосексуальной и гетеросексуальной активности, для греков, по их мнению, принципиальной является оппозиция между активностью и пассивностью, где активным субъектом («влюблённым») является взрослый полноправный член гражданской общины, а в роли пассивного субъекта («возлюбленного») может выступать женщина, юноша или чужеземец.
Формально в Афинах, например (вопреки дебиловатому фильму "300 спартанцев") это всё-таки не слишком приветствовалось. Почётным быть в качестве эфеба для утех не было. Не фатально для дальнейшей общественной жизни, но вызывало иронию. Про государственного деятеля Алквиада говорили (цитирую по памяти), что в юности он был женой всем мужам, а позднее - мужем всем жёнам; ну то есть дальше он переключился на гетеросексуальные отношения, и стал влезать в адюльтерные истории. Мужчина же, который трахал, например, юного раба, не осуждался практически никак.
Интереснее было в Спарте. Там изолированность мужчин от женщин была уже выдающейся; даже с законной женой проводить время вместе было непросто. У юноши практически обязательно имелся старший друг и наставник. Этот же эфеб на военной службе был оруженосцем и помощником. И, есть версия, что походной девушкой. Но это не точно (с.), так как Спарту ненавидела практически вся остальная Греция, и в условиях её некоторой изоляции от других полисов, про неё ходило множество слухов компрометирующего характера. По другой информации, эти отношения всё-таки преимущественно были платонического характера, во что не очень-то верится, так как...
...В Фивах было элитное военное формирование - "Священный отряд". И там он состоя целиком из любовников, и это уже более-менее подтверждается разными источниками. Как и то, что в Беотии вообще гомосексуальные связи между мужчинами практиковались в открытую. Считалось, что в подразделении, состоящем из влюблённых друг в друга, будут крепче прикрывать товарища и держаться вместе. И действительно, "Священный отряд" был практически непобедим, успешно бил и спартанцев. Пока его не уничтожили македонцы.
Разумеется, всё это время продолжались и нормальные, с точки зрения современного мейнстрима, гетеросексуальные отношения. Не все философы одобрительно относились к связям между мужчинами. Комедиограф Аристофан вроде бы гомосексуалов не жаловал, и стебался над ними в своих произведениях. У него же в "Лисистрате", например, всё-таки чувствуется тёплое отношение женщин у мужьям. (Хотя то, как смотрелась бы его комедия в тогдашнем театре, и представить страшно. Ведь все роли исполняли мужчины, и при этом в довольно примитивных масках). В эпоху эллинизма получает распространение любовь мужа к жене. Но мужеложество распространено до конца античности, и начала глубокой христианизации.
Не знаю, как насчёт сравнения греков и римлян, свечку, как говорится, не держал. Но вообще, гомосексуализм - отнюдь не человеческое изобретение и к морали, патриархату и тому подобному не имеет никакого отношения. Гомосексуализм... Читать далее