Хм, Андрей уже дал ответ. Но хотелось бы дополнить, и объяснить с несколько более прозаической стороны дела.
Да, действительно первые 30 лет существования Советского Союза бросается в глаза множество евреев-учёных, деятелей искусства, членов партии, управленцев и т.д. Это поспособствовали ряд факторов:
Ликвидация черты оседлости, и массовый переезд из местечек в большие города. При том, что значительное число русских, например, в 1920-30-е гг. ещё оставалось жить в деревне.
Реально имевшееся желание получить высшее образование, в том числе и по сугубо утилитарным причинам (об этом ниже).
Практически поголовная грамотность хотя бы на примитивном уровне. В еврейских общинах дети оканчивали начальную школу хедер или (из малообеспеченных семей) талмуд-тору. В то же время какая-то часть русской интеллигенции и чиновничества после Гражданской войны бежала за границу, была уничтожена, или была неугодна советской власти. Вот тут вновь прибывшие в город молодые евреи и оказались востребованы.
Общая симпатия значительной части евреев к советской власти на первых порах, и желание работать на благо нового государства.
В царской России существовала черта оседлости, и другие ограничения на проживание по отношению к евреям. *Во главе угла была религия; принявший крещение еврей евреем уже не считался. Большинство проживало в западных губерниях империи, на территориях нынешних Польши, Литвы, Беларуси, Украины и Молдовы.
Но и там основная часть ютилась в особых населённых пунктах - местечках; в деревнях было нельзя; на ряд городов были ограничения. При Александре II появляются лазейки, и одной из них было получение высшего образования.
С 27 ноября 1861 года запрет не распространялся на лиц с высшим образованием, имеющих дипломы на учёные степени доктора медицины и хирургии; кроме того, запрет был снят с лиц, имеющих дипломы доктора, магистра или кандидата по другим факультетам университета. Законы 1865, 1866, 1867 года сняли запрет с евреев врачей, не имеющих учёной степени доктора. С 1872 года запрет был снят с евреев, окончивших курс учения в Петербургском технологическом институте. С 19 января 1879 года право повсеместного жительства было предоставлено евреям: 1) окончившим курс высших учебных заведений, в том числе и медицинских, 2) аптекарским помощникам, дантистам, фельдшерам и повивальным бабкам, 3) изучающим фармацию, фельдшерское и повивальное искусство.
Причём даже здесь пытались перекрыть кислород, на этот раз путём введения "процентной нормы" на поступление евреев в ВУЗы.
Еврейская молодёжь стремилась вырваться из душного и полного нищеты местечкового мира. Ознакомление же с культурами тех стран где жили евреи, вызывало желание секуляризироваться, и стать полноценными членами большого общества. А тут они сталкивались с упомянутыми ограничениями, и остракизмом со стороны многих представителей титульных наций. Это массово толкало молодых евреев в революционные движения, и в марксизм (кто его основатель, не забываем, как и то, что он провозглашал нивелирование национальных различий) в частности.
Первая мировая война снесла черту оседлости, а Февральская революция законодательно ликвидировала. Началось массовое переселение. Как уже было упомянуто, и так множество евреев были в большевистской партии, а Гражданская война не оставила особого выбора, за кого пойти: в Белом движении, как и в национальных формированиях, царили откровенно антисемитские настроения.
Советская же власть, впрочем, отняла ещё одну из сфер деятельности, ограничив предпринимательство. В годы НЭПа нэпманами значительное число евреев и было, но к 1930-ым, как известно, эта благодать закончилась.
А вот служащие, научные и культурные работники новому режиму были нужны. Так что молодые люди, умеющие читать и писать, и к тому же целиком лояльные, оказались к месту, и заняли свою, что называется, нишу. На заводы тоже шли, но туда основной поток кадров ломанулся из деревень других этносов, и там особой грамотности как правило не требовалось. С сельским хозяйством вне Израиля у евреев обычно не ладилось: многочисленные ограничения и запреты сменялись добровольно-принудительными попытками заставить разом заделаться крестьянами. В Еврейской АО, как известно, колхозы были, но чем вся история закончилась, хорошо известно.
К 1950-ым годам положение изменяется. Во-первых, всё большее число представителей"титульных" наций республик получало ВО. Во-вторых, разворот со второй половины 1940-х в сторону антисемитизма - вплоть до того, что по сути ввели то же ограничение на приём в престижные ВУЗы. И наконец, массовая эмиграция евреев из СССР.
Просто о непростом. Развенчиваем мифы.
Автор на... · 10 нояб 2021
Попытаюсь ответить на вопрос коротко без подробных исторических экскурсов.
Трудно сказать какая часть советской интеллигенции была еврейского происхождения. Никто не проводил специального исследования.
Тем не менее, оценить... Читать далее
Человек как человек. Служил, работаю, дети... · 9 июн 2022
Это то чему нам бы всем учиться у евреев: они всегда, во все времена не мытьём так катанием, розгами (ремнём) и запретами на женитьбу заставляли своих детей учиться. Учиться много и разному: и школа и музыке, практически... Читать далее
То же самое наблюдается в любой стране, где в принципе есть сколь-нибудь значительная еврейская диаспора — будь то США или Франция, допустим. Достаточно взглянуть на процент евреев среди нобелевских лауреатов.
Причина проста: в... Читать далее