Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как в Российской империи XIX века относились к малым северным народам?

ИсторияДомашние задания+2
Анонимный вопрос
  ·   · 4,1 K
Кандидат исторических наук. Специалист по истории...  · 8 окт 2021  ·
asocial_gumoMEM
Если мы говорим о XIX веке, то ключевым событием здесь стало принятие в 1822 году "Устава об управлении инородцев", согласно которому, во-первых, вводилась сама категория инородцев (в которую изначально включили только сибирские народы, потом перечень народов расширился), а, во-вторых, инородцы были поделены на несколько категорий. Таким образом, инородцы оказывались группой, для которой характерны определенные особенности в (само)управлении, опирающиеся на существующие у отдельных разрядов (подгрупп), ее составляющих, традиции и обычаи, отличающиеся от общеимперских практик. Это объясняет и выделение в составе сибирских инородцев помимо трех разрядов, связанных непосредственно с образом жизни (оседлые, кочевые и бродячие) еще двух - чукчи и джунгарские двоеданцы; зависящие от Российской Американской компании – для которых подобный принцип не применим. Но если брать за основной критерий наличие особенностей (само)управления, то внешнее противоречие исчезает. То есть мы можем говорить о том, что в первой трети XIX века наметилась тенденция по упорядочиванию системы управления сибирскими народами вообще и малыми - в частности. Хотя само понятие "малые северные народы" отсутствовало, но большая таких этносов попадала в категорию бродячих инородцев.
При этом следует отметить очень слабую осведомленность как правительства, так и общества, о том, как живут и даже сколько их в реальности, эти самые народы. Здесь показателен пример Иннокентия Сибирякова, известного иркутского промышленника и мецената, который на свои деньги организовал одну из крупнейших экспедиций в Якутию. В ходе переписки между Адриановым (известным сибирским этнографом) и Сибиряковым выяснились крайне слабое знакомство последнего с Якутией и ее населением – он был уверен в том, что численность якутов всего около 5 тысяч человек (в реальности на тот момент – около 220 тысяч человек, не считая тунгусов (эвенков)). И это касалось человека, имевшего непосредственные интересы в регионе, что уж говорить о простых обывателях. Несколько большей информацией владели местные власти, но, поскольку для инородцев предусматривалось самоуправление, они особо не вмешивались в их жизнь. Также для представителей администрации на местах было очевидно, что происходящие в стране изменения, в том числе в образе жизни инородцев, требуют и серьезного пересмотра законодательства. Так, в материалах по существующему положению инородцев Приамурья указывалось:
Современные условия и государственной и инородческой жизни требуют замены принципа раздробления принципом объединения инородцев в правовом отношении и устроения их на общепринятых в Империи началах гражданской жизни. Между прочим, принцип объединения даст возможность завершиться естественному историческому процессу слияния инородческого населения в одно равноправное с сельскими обывателями, подобно оседлым инородцам, сословие, по примеру того, как сословие сельских обывателей образовалось в XIX столетии таким же путем объединения многочисленных разрядов сельского населения.
Из этих материалов видно, что инородцы описываются как сословие, состоящее из многих разрядов, различия между которыми в бытовой и хозяйственной сфере практически исчезли, что было связано с массовым переходом к оседлому образу жизни. Соответственно ставился вопрос о том, что необходимость в особом управлении уже отпала и необходимо ликвидировать прежние органы самоуправления, заменив их на те, что существуют для крестьянства империи.
В XIX веке же представителями сибирского областничества был сконструирован миф о крайне бедственном положении инородцев и их стремительном вымирании. И упомянутый в другом ответе Ядринцев - это прекрасный пример того, как этот миф конструировался. Свою задачу областники видели в необходимости показать неэффективность государственной политики по отношению к Сибири, которую они воспринимали как колонию (вопреки правительственному дискурсу, в котором колоний у России не было). Инородцы наряду с сибиряками описывались как жертвы центрального правительства, составляя категорию колониального населения. Но при этом инородцы представали еще и как угнетенные со стороны русского населения Сибири (хотя причиной столь нецивилизованного поведения сибиряков является как раз пренебрежение ими со стороны имперских властей, из-за чего в сибиряках развиваются многочисленные негативные черты). Хотя положение малых сибирских народов и было далеко от идеального, но все же вопрос вымирания для них не стоял настолько уж остро, в том числе потому, что правительство было заинтересовано в сохранении податного населения, тем более, что ясак продолжал оставаться одной из значимых статей бюджета.
Так что можно выделить следующие моменты. Правительство в XIX веке стремилось упорядочить систему управления сибирскими народами. Сибирская интеллигенция сетовала на их бедственное положение. А широкие слои общества вообще были слабо знакомы с тем, как эти народы живут.
Канал на Дзене - ИстАдмин. Статьи по истории в разных ее вариацияхПерейти на dzen.ru/ist_admin
На самом деле "инородцы" до революции(переворота) находились в гораздо лучшем положении,чем после.
Исследовательница в области истории России/СССР...  · 7 окт 2021
Хотя я занимаюсь историей Сибири и Севера в 17-18 веке, из историографии очевидно, что 19 век (особенно вторая его половина) был особенно важен для осмысления процесса колонизации как национального проекта России . То есть колон... Читать далее
Надо же, как много узнала...спасибо