Думаю, восприятие этих руин не было однородным в разных слоях общества. Скажем, простые горожане и сельские жители мало интересовались именно архитектурой античных зданий и руин - скорее, они могли быть для них пристанищами бесов, драконов и языческих божеств, о которых они читали в житиях святых. А также источником камня - но такими "сполиациями" не брезговали даже понтифики. Для образованной прослойки общества эти руины и здания были свидетельством былого величия и напоминанием, что ныне Рим, хоть и "поверженный в прах" и ужавшийся в несколько раз, был центром христианского мира. Но это опять же символически окрашенное восприятие архитектуры.
Подлинный интерес к римским древностям проявился в XII веке, во время одного из средневековых "ренессансов". К этому времени относятся такие памятники, как De mirabilibus urbis Romae ("О чудесах города Рима") Магистра Грегория и схожий по названию, но написанный другим автором Mirabilia Urbis Romae ("Чудеса города Рима"). Последний как раз и посвящен описанию античных памятников города. Его автор не был лишен наивного дилетантизма, и многие легенды о драконах и бесах благополучно перекочевали в его труд, ставший, тем не менее, главным путеводителем средневековых паломников на три столетия. Об этом говорят множество дошедших до нас рукописей и переводов памятника.