Образование государств началось в Азии, а Европа лишь "переняла опыт". Однако в полной мере это проявилось лишь в Древнем Риме. Древнегреческие полисы ещё сохраняли архаичные черты догосударственного общественного устройства, характерные для больших неолитических поселений (5-10 тысяч жителей). В них не было специального государственного аппарата управления и насилия, а все проблемы решались в рамках "местного самоуправления" (самоорганизации членов общины).
Такие общины существовали в западной Азии 7-9 тысяч лет назад. В более поздний период появились первые государства в долинах рек Тигр и Евфрат.
Археологические артефакты, указывающие на "государственность", следующие: 1)грандиозные культовые сооружения, требующие больших затрат труда для возведения; 2)жилища "знати", заметно отличающиеся от жилищ "простолюдинов"; 3)нежилые здания, не связанные с производством или хранением какой-либо продукции. Таким образом, можно сделать вывод, что главным признаком государства является наличие "аппарата насилия и пропаганды (пропаганда - это по сути психологическое насилие). Необходимость в таком аппарате возникает тогда и только тогда, когда общество разделено на группы с различными интересами (и даже в чём-то враждебные друг другу). Поэтому "классовая теория" возникновения государства представляется наиболее вероятной. Однако на практике возникновение "классового государства" осуществлялось через захват одной общиной другой (а, точнее, нескольких). Это также подтверждено археологическими находками. Поэтому и "теория насилия" также подтверждается. Собственно говоря, "классовая" лишь дополняет её, разъясняя, что завоеватели не просто "присоединяли" к себе другие общины, но устанавливали неравенство. Завоеватели становились "высшими людьми", а покоренные - "низшими". Но это только в "общих чертах", так как на деле могли быть разные варианты (часть "завоёванных" также могли стать "высшими").
ВЫВОД: Государство - это результат "войны кланов". А государство "общественного договора", действующее в интересах всех жителей - это миф, выдумка европейских "мыслителей". Община, состоящая из равноправных членов (кланов), не нуждается в государственном аппарате, так как обходится органами самоуправления.