Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Существуют ли объективные законы истории, не зависящие от человека?

История
Вадим Кулачков
  ·   · 9,1 K
Кандидат исторических наук. Специалист по истории...  · 16 февр 2022  ·
asocial_gumoMEM
Ответ на этот вопрос беспокоит историков уже давно. Да и в современной науке регулярно происходят попытки найти существующие закономерности (хотя сейчас стали их называть менее пафосно - тенденции). Однако поиск объективных законов истории имеет смысл только в рамках детерминистского подхода, где у любого события всегда видятся определенные причины. И тут все зависит от конкретного варианта: кто-то видит такие законы в божественной воле, кто-то - в природных условиях, кто-то - в экономике и так далее. И если смотреть на историю как бы через телескоп, то кажется, что какие-то законы действительно работают. Правда для этого приходится игнорировать львиную долю фактов, которые в эти законы не вписываются. Но если не приглядываться, то всегда можно представить, что все закономерно: формация сменяет формацию, размер территории определяет форму правления, климат формирует менталитет и так далее, и тому подобное. Однако, если мы отставляем в сторону телескоп и вместо него берем микроскоп, то оказывается, что на уровне конкретных событий все выделенные прежде законы не работают от слова совсем. Чем больше фактов мы видим, тем сложнее загнать их в какую-то схему, тем больше история выглядит как "хаостория". И это приводит к необходимости отказаться от представлений о существовании законов истории - потому что они не могут объяснить слишком многое.
Но тут можно попытаться провести аналогию с физикой, где на макро- и микроуровне действуют совершенно различные законы. И если падение яблока еще можно объяснить в рамках закона Ньютона, то движение квантов им уже не объяснить. Значит ли это, что на микроуровне не существует объективных законов? Физики с этим не согласны и пытаются вывести их, признавая при этом, что они принципиально отличаются от тех, что есть на макроуровне.
Если резюмировать, то я бы сказал так. Все выделяемые кем бы то ни было "объективные законы истории" созданы в результате сознательного отбрасывания фактов, которые в них не вписываются. При этом выделить законы, которые могли бы объяснить все известные факты, пока никому не удалось. Значит ли это, что таких законов нет? Вот на этот вопрос я не могу дать категоричного ответа.
Канал на Дзене - ИстАдмин. Статьи по истории в разных ее вариацияхПерейти на dzen.ru/ist_admin
1 эксперт согласен
Если под историей рассматривать определенную направленность преобразований и этапность развивающейся системы, то... Читать дальше
@Eduard Vitol, Вот Вы как раз и привели пример того, что любая закономерность строится на отбрасывании всех фактов, которые в нее не укладываются.
Существуют.
Например: "от простого к сложному и изощрённому".
Советую прочитать на эту тему Теоритическую Историю Григория Кваши
в теории войн книге все законы описаны
Комментарий был удалён за нарушение правил
@Робин Гуд, у Вас очень поверхностное представление о том, что такое историческая наука. Примерно на уровне эпохи Просвещения, когда все и везде искали эти закономерности и просто собирали и систематизировали факты. Просто дело в том, что с тех пор наука ушла вперед. Никому же сейчас не приходит в голову в рамках квантовой физики руководствоваться ньютоновскими законами, но это не значит, что физика - не наука. Почему-то считается, что гуманитарные науки проще точных и естественных, однако это совсем не так. Поэтому и изучать вещи, связанные с деятельностью человека куда сложнее.
Комментарий был удалён за нарушение правил
@Сергей Иванович, чудесно, вот мы и разобрались
Историк-ученый, историк-преподаватель, историк-про...  · 16 февр 2022  · orenhistory.ru
Полагаю, что да, существуют. Ну, например, если какому-либо сообществу угрожает внешняя опасность, члены этого сообщества будут тяготеть к объединению. Ну или если между сообществами или территориями наладились крепкие... Читать далее
Вы правы, математика к истории применима, а ещё точнее - в ней реализуются эволюционные закономерности разной... Читать дальше
Историк-китаист, к.и.н., н.с. отдела Китая ИВ...  · 16 февр 2022
Как и во многих других дисциплинах, на данный момент можно выделить не столько законы, сколько закономерности. Причем закономерности не универсальны, где-то работают, а где-то нет, факторов слишком много. Но главное - выявив зак... Читать далее
Интересно, как Ваши знания закономерностей социального развития смогут поменять ход истории?
Георгий пенсионер. Интересует жизнь людей и их...  · 20 февр 2022
Есть ХОД ИСТОРИИ. Но то, что мы считаем наукой ИСТОРИЯ вряд ли является наукой? Историю не пишут, а объективно запечатлевают для потомков! Это наука – историография! Однако она не соответствует истинному отражению истории... Читать далее
Спекулянт, инвестор, философ  · 17 февр 2022
Нет. Законов таких нет. Но есть законы природы и логика выживания. Если не заботился о тепле, если нет запаса продовольствия на зиму, замерзнешь или умрешь от голода. В советские годы, у нас так погибли миллионы крестьян... Читать далее
теория пассионарности, лингвистика и гаплогруппы  · 16 февр 2022
В свете теории пассионарности таких законов выявлено два: 1) Всплески этногенеза, запускающие по планете экспансии суперэтносов. Последняя смена эпох была в двенадцатом веке. После всплеска этногенеза уровень пассионарности... Читать далее
А если выйти за рамки этногенеза, неужели у человечества нет больше никаких стратегических закономерностей развития?
Врач. Интересы: медицина  · 17 февр 2022  · netyazve.ru
Думаю да, существуют. Только лежат они не в философской и даже не в экономической области. А в биологической. Мы с вами биологические обьекты живем, в подавляющем большинстве (неизвестно сколько, но по косвенным оценкам 99,9%)... Читать далее
Первый
IT, электроника, электротехника, история...  · 20 февр 2022
нет. случай есть следствие закономерности. пстория это последствие развития цивилизации , поступков человечества.
что именно определяет поступки человека это следуючий вопрос.
Геология, история, философия  · 19 февр 2022
Да, только это, правильнее, законы общественного развития. Например, несоответствие уровня развития производительных сил производственным отношениям, приводит к революции. Или - материальное производство является определяющим... Читать далее
литературная критика, кинокритика, философия...  · 18 февр 2022
Существует единственный универсальный закон мироздания. Он применим абсолютно ко всем процессам во Вселенной, живым и неживым. Это закон эволюции - всё однажды возникшее пройдёт путь от рождения, развития, апогея, до старения и... Читать далее