Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какие русскоязычные источники по истории европейской ереси в Средние века можете посоветовать?

ИсторияЕвропа+2
Анонимный вопрос
  ·   · 2,7 K
Учитель истории  · 8 авг 2021

Как человек, находящийся в процессе изучения средневековых ересей (хотя пока и без особо глубокого понимания теологических различий между ними), позволю себе несколько дополнить безусловно хороший ответ Георгия. Итак, если говорить непосредственно об источниках, а не об исследовательской литературе, то могу порекомендовать следующее:

1. Источники, непосредственно раскрывающие доктрины еретических учений.

Таких источников, переведенных на русский, не так много. Особенно, что касается источников, созданных самими еретиками – их в принципе мало, ведь по понятным причинам до наших дней такие сочинения практически не дошли.

• Лионский, Дублинский, Флорентийский ритуалы катаров;

• Джованни де Луджио «Книга о двух началах»;

• «Анонимный трактат катаров» частично восстановленный по тексту «Книги против манихеев» обращенного в католицизм вальденса Дюрана из Уэски.

Все эти сочинения доступны в сети в переводе, если не ошибаюсь, украинской исследовательницы Н. Дульневой, хотя официально они не изданы.

С другой стороны, до середины XX века средневековые ереси изучались по трудам, созданным католическими богословами и инквизиторами. Однако в данном случае необходимо быть осторожным, поскольку, разумеется, эти сочинения преследовали явную цель как можно чернее опорочить еретиков, соответственно здесь необходимо уметь пользоваться определенной методологией и вычленять факты, что называется, от обратного. Однако эти источники ценны и для того, чтобы получить представления о восприятии еретиков католиками. Из того, что встречалось на русском:

• Бернард Ги «Наставление инквизиторам» (неполный перевод в сети);

• Райнерий Саккони «Сумма против катаров и Лионских Бедняков»;

• Фома Аквинский «Сумма теологии» (Вторая часть Второй части, вопрос 11). Для католической теологии Фома Аквинский – «наше все», поэтому при изучении вопроса о ересях следует понимать, как в выдающейся схоластической манере обосновывалась необходимость бороться с ними;

• Цезарий Гейстербахский «Беседы о чудесах» (Раздел 5 «О бесах», главы 18–25 и далее по желанию);

• Вальтер Мап «Забавы придворных» (главы 29–31).

Последние два сочинения интересны как примеры того, как вполне ученые умы своего времени (XII–XIII веков) воспринимали еретиков, смешивая их с колдунами и дьяволопоклонниками, на волне, так сказать, антиеретической истерии.

2. Во вторую группу я включу юридические источники, содержащие правовые нормы антиеретического характера, из которых также при правильном подходе возможно почерпнуть интересные сведения:

Каноническое законодательство:

• 27-й канон III Латеранского собора 1179 г. На русском с близким к оригиналу содержанием канона можно ознакомиться по: Вильям Ньюбургский. История Англии. Книга 3. Глава 3. Канон 4–5;

• Булла папы Иннокентия IV «Ad extirpanda» 1252 г.;

• Кроме того, выдержки из постановлений некоторых соборов есть в приложениях к книге З.С. Ольденбург «Костер Монсегюра»(новое издание: «История альбигойских крестовых походов»).

Светское законодательство;

• Кларендонская ассиза 1166 г. Пункт 27;

• Эдикт Фридриха II против еретиков 1232 г.;

• Семь Партид Альфонсо X. Седьмая Партида. Титул 26 «О еретиках». Советую поискать в сети перевод А.В. Марея – он более правильный и подробный, но если не найдете, то смотрите по изданию «Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы», 1961.

3. Хроники.

Здесь, как уже было отмечено, основным произведением является «Песнь о крестовом походе против альбигойцев», доступная на русском в двух различных переводах (однако в издании 2010 г. переведена только первая часть). Однако этот памятник не столько про еретиков (о них там как раз почти не говорится), сколько о событиях войны между Северной и Южной Францией, в которой религиозные вопросы ушли на последний план. При этом интересно, что «Песнь» писали два автора с весьма противоположными взглядами на это событие. Сюда же стоит отнести хроники Пьера де Во-де-Серне и Гильома де Пюилорана, которые, к сожалению, на русском доступны лишь в виде фрагментов (а к ним стоит относиться критически).

Вот, пожалуй, все, что я смог вспомнить и с чем работал сам. Как правильно отметил Георгий, что источники, что литература о средневековых ересях на русском малодоступна, а те исследования, что имеются, в основном устарели. Хотя, если хотите получить общее представление, я все-таки порекомендую «Историю инквизиции в Средние века» Г.Ч. Ли и «Историю альбигойцев и их времени» Н.А. Осокина, поскольку эти исследования построены на обширнейшем источниковедческом материале, хотя зачастую и довольно спорно интерпретированном. Поэтому если не брать во внимание вопросы сущности еретических учений, то для знакомства с событийной стороной вопроса их еще можно читать, за неимением новых работ. С ересями в позднеантичном и раннесредневековом христианстве ситуация, по моим наблюдениям, обстоит получше и в плане источников, и в плане исторических работ. Надеюсь, мой ответ будет полезен.

1 эксперт согласен
George Tatosyan
подтверждает
9 авг 2021
Прекрасно. Спасибо за дополнение коллега. Вы абсолютно правы. Я правда Ли и Осокина поостергся советовать, но это... Читать дальше
Образование историческое. Специализируюсь на...  · 6 авг 2021
Здравствуйте! Ситуация с источниками и литературой на русском по западным ересям тяжелая. Я специально проконсультировался с коллегой, занимающейся вальденсами. Вот фактически все что есть. Если я что-то не упомянул, то скорее... Читать далее
2 эксперта согласны

Спасибо за ваш ответ! Репостнула в сообщество

Аспирантка исторического факультета МГУ им. М.В...  · 6 авг 2021
Очень советую посмотреть две лекции Н.И. Басовской "Ересь и еретики в Западной Европе в эпоху Средних веков": https://www.culture.ru/movies/209/eres-i-eretiki-v-zapadnoi-evrope-v-epokhu-srednikh-vekov Это, что называется... Читать далее
Моя страница в научной системе МГУ "ИСТИНА":Перейти на istina.msu.ru/profile/dasevo
1 эксперт согласен
George Tatosyan
подтверждает
6 авг 2021
Подтверждаю, но с опаской. Рипарелли не листал. Что касается Басовской, тоже есть опасения, что там не все хорошо... Читать дальше