В принципе, не стоит рассматривать Грецию, даже континентальную, как единый организм: полисы могли очень сильно отличаться друг от друга. Точно так же устройство жизни в колониях зависело и от региона, куда выводилась колония, и от метрополии, откуда выводилась колония. На этой карте (VIII-VI вв. до н.э.) виден масштаб греческой колонизации, при этом обратите внимание, что различаются колонии, основанные греческими племена: отдельно указываются ионийские, дорийские, эолийские и ахейские колонии.
Одной из основных особенностей жизни в колонии, на мой взгляд, можно назвать более близкое взаимодействие с варварами. Во-первых, греки торговали с теми варварами, в чьем окружении они оказались. В Государственном историческом музее выставлен вот такой канфар (Россия, Кубанская обл., ст. Северская, Северский курган, II–I вв. до н. э.; стекло, золото, сердолик, альмандин; скань, зернь, тиснение, пайка); его основа – явно греческая, однако роскошное золото было добавлено, чтобы угодить варварским – сарматским – вкусам (вопрос, украсили ли канфар сами греки или это сделали уже варварские мастера).
Во-вторых, греки могли оказаться в зависимости от варваров, однако детали таких взаимоотношений нам до конца не ясны. Из происходящего из колонии Ольвия в Северном Причерноморье декрета в честь Протогена (IosPE I² 32 ) становится ясно, что греки стараются максимально замаскировать слово "дань" с помощью дипломатических терминов ("когда царь Сайтафарн прибыл в Канкит и требовал даров, дававшихся ему по случаю проезда, а общественная казна была пуста, он (Протоген), по просьбе народа дал 400 золотых") .
Обычно для описания жизни в колониях Северного Причерноморья приводят "Борисфенитскую речь" Диона Хрисостома, откуда мы узнаем о проникновении варварского уклада в жизнь ольвиополитов и одновременно об их невероятной любви к Гомеру («Илиаду» там почти все знают наизусть). Следует учитывать, что Дион Хрисостом жил в I-II вв. н.э. и экстраполировать сообщаемые им сведения на более ранний период не стоит.
Другой интересный момент – роль основателя колонии, ойкиста (его, время и место выведения колонии выбирали после консультации с оракулом). Есть гипотеза о существовании на первых порах в колониях личной диктатуры ойкиста. После смерти он мог быть героизирован, становясь таким образом защитником города.
Пару слов об общих с метрополией характерных чертах. Что можно сказать с большей или меньшей уверенностью, так это то, что в колониях использовался тот же диалект греческого, что и в их метрополии. Если опять обратиться к карте, на западном берегу Черного моря соседствуют два города – Месембрия и Аполлония Понтийская. Месембрия была основана дорийцами, а Аполлония – ионийцами (если быть совсем точными, то выходцами из Милета, Малая Азия). Соответственно, надписи на греческом языке из Месембрии сделаны с особенностями дорийского диалекта, а надписи из Аполлонии – на ионийском диалекте. Возможно, для колоний было характерно также заимствовать из метрополии основные культы (например, если в Милете почитался Аполлон, то и в колониях его этот бог тоже почитался особо).
В заключение хочу сказать, что хотя многие из наших представлений о том, как была устроена жизнь в греческих полисах, базируется на афинской "матрице", просто потому что количество исторических источников из Афин превосходит их количество из колоний, сегодня исследователи стараются отойти от "афиноцентризма" при изучении истории других греческих полисов.
Дион Хрисостом. XXXVI. Борисфенитская речь, произнесенная Дионом на его родине. / Пер. М. Е. Грабарь-Пассек. // Поздняя греческая проза. / Сост. С. Поляковой. Москва, 1961. С. 92-100.
Виноградов Ю.Г. Политическая история Ольвийского полиса VII-I вв. до н.э. Историко-эпиграфическое исследование. Москва, 1989.
Русяева А.С., Русяева М.В. Ольвия Понтийская: город счастья и печали. Киев, 2004.
Скржинская М.В. Будни и праздники Ольвии в VI—I вв. до н. э. СПб., 2000.
Рекомендую также послушать лекцию А.И. Иванчика об открытии греками Черного моря.
Большое спасибо, Люба! Очень интересно!