Во-первых, отречений было аж два.
Первое произошло в 1565 году, Иван Грозный просто уехал в Александровскую слободу. Оттуда он строчил письма поданным, что на простой люд он зла не держит, но в целом разочаровался в людях его окружающих(боярах прежде всего). Простой люд конечно ощутив себя осиротевшим, начал донимать бояр с просьбами вернуть Царя.
Бояре конечно начали бить челом Ивану, батюшка вернись, мы покаемся.
(Вроде-как три раза просили)
Вернувшись Иван крепче взял власть в свои руки. А именно организовал опричнину, цель которой именовалась как "Кара всем изменникам" и всё такое прочее. А на самом деле целью был подрыв основ власти крупного Дворянства. Но цели своей опричнина не достигла.
В 1575 Ивану видимо захотелось повторить трюк, что он с успехом и сделал.
Но не стоит забывать, в стране в тот момент был глубокий кризис, опять же не без участия опричников. И назрели многие проблемы.
В итоге если в первый раз, во всех бедах были обвинены бояре, то во второй "серии отречения" громоотводом стал Симеон Бекбулатович.
Это ж Симеон отобрал жалованные грамоты у духовенства и часть имущества монастырей. Технически Иван Грозный к этому касательства не имел, т.к. был отречён.
А далее Иван Грозный опять как спаситель, теперь уже от Симеона и глупых бояр, вернулся и только упрочил свою власть.
Спасибо за ваш ответ! Да, я знаю про два отречения. Мне именно второе казалось не слишком логичным.
Ну да, мы знаем, что ничего не знаем.
Интересный ход
А почему он именно хана оставил вместо себя (возможно, только формально)?