Как и следовало ожидать (потому что так всегда было) согласия у историков и филологов нет. У разных ученых существует множество теорий о смысле сказок. Единственное, что можно с определенностью сказать - одного-единственного определенного мнения нет.
В сказках видят: 1. обучение правилам жизни (обычно - средневековой), 2. морально-нравоучительные уроки, 3. образное описание мира для ребенка, 4. подготовку к инициации в новое качество - взрослость, 5. отражение социального уклада определенного народа и определенного исторического периода... Ух! Как много всего... Хотя наверняка существует еще масса определений " что есть сказка" и "для чего есть сказка".
Лично мне представляется что сказки содержат образное отражение программ "правильного" поведения - если сказка завершается хорошо. Ну, или "неправильной" программы (но которая может казаться привлекательной), если сказка завершается трагически.
Каждый момент сказки намекает на верное действие: когда для достижения цели нужна помощь других людей, когда человека могут попытаться обмануть мошенники, когда нужна помощь свыше (например, обращение в церковь или к знахарю)...
Мысль людей неосознанно выражала опыт жизни во множестве сказок, но стали известными только наиболее верно отражающие успешные программы. Ну и интересные для восприятия, конечно. "Золушка", "Буратино", "Морозко" и так далее - примеры такого сочетания правильных символов и литературности.
Поскольку целей и видов деятельности у людей много, то и сказок много. И они разные. К примеру, сказки "Буратино" и "Пиноккио" не повторяют друг друга, а направлены на резко противоположные цели. "Буратино" есть история бунтаря победившего, а "Пиноккио" история бунтаря раскаявшегося.
Естественно, современные шоу-произведения "по мотивам сказок" никаких программ уже не несут, потому что являются в основном коммерческим продуктом и имеют одну цель - зрелищность.