Теория Проппа, изложенная в работе "Исторические корни волшебной сказки", до сих пор пользуется авторитетом среди филологов. Хотя сегодня отмечаются и недостатки этой работы. В первую очередь вызывают вопросы многочисленные связи между обрядами и мотивами сказки, которые, по мнению современных учёных, не всегда убедительно доказаны. Пропп обращается к большому количеству материала из разных исторических эпох и из фольклора разных народов. Это позволяет упрекать исследователя в том, что некоторые связи, которые он обнаруживает между явлениями этнографии и фольклора, достоверно не зафиксированы в действительности (например, когда повествования американских аборигенов заменяют для учёного ранние формы европейских сказок, так как последние нигде не зафиксированы, или обряды африканских народов служат для объяснения сюжетов русских сказок).
С другой стороны, необходимый для полноценного доказательства теории Проппа материал попросту отсутствует. Мы никогда уже не узнаем, какой была, например, русская сказка в древности. И Пропп прибегает к единственно возможному способу узнать историю сказки - обратиться к фольклору и обычаям народов, которые, как предполагается, находятся на более ранней стадии развития. Здесь есть вероятность того, что учёный в чём-то ошибается, но есть и веские основания полагать, что в целом его теория достоверна. Это, например, подтверждается действительно большим количеством схожих мотивов в сказках, мифах и обрядах самых разных народов - следовательно, очень вероятно, что есть какой-то общий путь формирования и развития жанра волшебной сказки, связанный с обрядами инициации.
На данный момент никто не опроверг основные положения, выдвинутые Проппом, и не предложил альтернативную теорию происхождения волшебной сказки. Существуют работы, предлагающие другие точки зрения на сюжет волшебной сказки, но они не опровергают теорию Проппа, а дополняют её, показывая тот же самый материал с другой стороны. Например, американский учёный Дж. Кэмпбелл в работе "Тысячеликий герой" и в других своих сочинениях исследует сказочные повествования с точки зрения психологии.
Нужно заметить, что работа Проппа посвящена только одному виду сказок - волшебным. Она не решает проблему происхождения бытовых сказок и сказок о животных. Но накопленный наукой материал и различные исследования показывают, что все виды сказок имеют сюжеты, схожие с мифами, то есть предположение Проппа о том, что сказка - это миф, превратившийся в развлекательный рассказ, вероятно, справедливо для всех видов сказок.
Таким образом, несмотря на то, что работа Проппа не идеальна с точки зрения современной науки, она остаётся классикой фольклористики, изучается в вузах и помогает нам объяснить происхождение сказки.