Здесь очень верно написано про античное происхождение "кровавого навета" на евреев, но в то время это было на периферии человеческого сознания - в т.ч. и антисемитского. Напр., в Византии описанное Сократом Схоластиком осуждение каких-то евреев за распятие христианского мальчика (правда ли, справедливо ли - неизвестно) не вызвало ни массовых психозов, ни "глубоких" теорий, ни погромной эпидемии. Настоящая история "кровавого навета" начинается в католической Европе в сер.12 в. при подготовке ко 2 Крестовому походу через полвека после 1-го, когда "воины христовы" массово убивали еврейских детей и ощутили потребность свалить "с больной головы на здоровую". В английском г.Норич в 1141 г. арестовали группу евреев по обвинению в убийстве христианского мальчика - королевский прокурор велел освободить арестованных и запретил проводить процесс - но через несколько лет новый настоятель местного монастыря канонизировал "отрока, умученного от жидов", в дальнейшем версия о еврейских ритуальных убийствах распространялась со ссылкой на какого-то выкреста - бывшего византийского раввина.
И это - в отличие от прошлых веков в других культурных регионах - "зашло": в разных странах (Франция, Германия и др.) появились обвинения, осудительные приговоры, погромы и изгнания под этим предлогом и т.п. Самый громкий "ритуальный процесс" был в той же Англии в 1223 г. в г.Линкольн: св.10 чел. было казнено, и были сочинены десятки баллад на разных языках. Это безумие наряду с другими (бесплодные крестовые походы, "охота на ведьм", самоистребление Европы в религиозных войнах) продолжалось до Просвещения 17-18 вв., бывшего явной реакцией на "религиозную" 30-летнюю войну - наверно, самую страшную в истории Европы, буквально обезлюдившую континент (особенно Германию) и не решившую ни одной проблемы.
Причины явно связаны с "болезнями роста" молодой западной цивилизации, в отличие от всех остальных сделавшей ставку не на подавление личной свободы каждого, а на её охрану, и тем обеспечившую возможность бесконечного научно-технического и гуманитарного прогресса. Одной из таких "болезней роста" был рационализм - в числе прочего, приписывание всех мировых проблем не воле богов, неотвратимому року или объективным законам природы, а злой человеческой воле: в других культурах этот магизм исчезал при выходе из первобытности, а в Европе он с 11 в. реанимировался. Примерная идеология: основная истина известна всем, в основе любых проблем – злая человеческая воля (Р.Декарт: «заблуждение есть проступок»), следовательно – иудеи прекрасно знают Новый Завет и совершенно с ним согласны (в противоречии с молитвой Христа за своих палачей: «Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят!»). Но они не хотят такого Бога и сознательно служат Дьяволу: понимают, что для приобщения к Вечной Жизни необходимо причащаться Тела и Крови Спасителя, но не хотят делать это легально (крестившись и вступив в Церковь), а воруют священный материал дьявольским способом. То же - в основе обвинения евреев в "осквернении Гостии": в Православной Церкви подобные обвинения не были развиты в т.ч. и потому, что практика исключает долгое хранение Освященных Даров.
И в основе крестоносного движения – та же установка: не может западный человек пассивно ждать Конца Света и Страшного Суда (к 1000 г. ждали и не дождались), ему необходимо самому принять сознательное участие в своём Спасении, и отвоевание у иноверцев Святой Земли – подходящая ближняя цель. По Ж.Ле-Гоффу («Цивилизация средневекового Запада»), европейцы 11 в. не чувствовали временной перспективы, считали события священной истории недавними и шли в Палестину, чтобы покарать не кого-то, а самих палачей Иисуса Христа! И это не удивительно, если учесть, что после 1000 г. начинается сама Европа как локальная цивилизация, не сводимая к другим: приоритет Церкви над множеством государств, разрыв с православно-имперским Востоком, устойчивая феодальная раздробленность, непрерывный материальный рост 1000-1300 гг., европейское капиталоёмкое сельское хозяйство, городские «коммунальные революции» 12 в.
Отдельная страница – истребительный антисемитизм времён «чёрной смерти» - чумы 1347-49 и последующих годов. Евреев начали обвинять в отравлении колодцев во Франции с великого голода 1314 г.: в г.Шинон более 100 чел. были брошены в яму, на дне которой горел огромный костер; в 1347-49 гг. целые еврейские общины Германии были поголовно сожжены по решению городских советов в специально построенных срубах, в г.Копенгаген до сих пор «еврейская яма» - местная «достопримечательность». Как справедливо указывает еврейский историк М.Даймонт («Евреи, Бог и история»), чума была во всей Евразии (Китай, Степь, страны Ислама и Православия), везде ее воспринимали как Божье наказание за грехи людские и – в отсутствие современной медицины – лечились духовными средствами (молитва, пост, милостыня, терпение, иной вариант – отчаяние, криминал, суицид), и только европейские христиане (в 14 в. – поголовно католики) решили произвести "окончательный расчёт" с иноверцами (сначала «сублимировались» на кошках, и результатом было размножение крыс – основных переносчиков чумы, потом «взялись» за врачей, и наконец – за евреев). Источник – те самые европейские гуманизм и рационализм, которые исключали государственный деспотизм и программировали развитие свободных рынка и общества:
1) в любых стихийных бедствиях виноват человек, но не только своей изначальной повреждённостью (это – общехристианская аксиома), а сознательными волевыми действиями;
2) человеческая свобода безгранична, и потому зло потенциально бездонно, а значит - злая человеческая воля может серьёзно повредить не только многим людям (включая самого грешника), но и Божьему замыслу о Мире;
3) люди доброй воли не имеют права праздно смотреть на торжество Зла на Земле - надо что-то делать в противовес агентам Врага;
4) внешняя свобода человека священна и неприкосновенна, доброкачественность личности определяется ее «связью» (лат. «религия») со сверхличностным Абсолютом, а значит – тщательное расследование действий конкретного человека излишне (да и невозможно при вымирании 30-70% населения), а факта неправой веры – достаточно для высшей меры наказания (в мирные времена еще можно терпеть, но перед угрозой Конца Света – «уж извините»): крещение могло спасти жизнь и имущество.
Римский престол был против такого рода обвинений, Папа издавал аргументированные опровержения, но всё было напрасно: молодой европейский менталитет и материальный интерес христианского среднего класса (в гуманно-рациональной перспективе имеющий право на существование) – идолы, требующие жертв.
Православный фундаменталист, конечно, не преминёт заметить, что все западные извращения (культ Папы, безбрачие духовенства, политизация и военизация Церкви, «крестовые» походы, инквизиция, охота на ведьм, клинические формы юдофобии, ереси – вплоть до Реформации, иезуитство как ответ на неё и атеизм как реакция на всё это) начались вскоре после 1054 года – отделения Западной Церкви от Православия… Да, в других цивилизациях "охоты на ведьм" не было (в таких масштабах) - но не было и прогрессивно-поступательного развития, светская власть господствовала над духовной - и развивались светские утопии типа коммунизма, а антисемитизм принимал другие формы. В России "ритуальные обвинения" не были популярны ("Дело Бейлиса" стало "судебной Цусимой" царского правительства, поддерживавшего обвинение), но идея всемирного еврейского заговора с целью установления мирового господства - в основном русский интеллектуальный продукт, не сводимый к заграничным аналогам: "Книга кагала", "Протоколы сионских мудрецов".