Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В какую эпоху стал распространяться кровавый навет на евреев и с какими событиями это связано?

ИсторияЕвреи+2
Ксения Смирнова
  ·   · 42,6 K
Я - простой инженер, выпускник МАИ. Интересуюсь...  · 4 мая 2023
Здесь очень верно написано про античное происхождение "кровавого навета" на евреев, но в то время это было на периферии человеческого сознания - в т.ч. и антисемитского. Напр., в Византии описанное Сократом Схоластиком осуждение каких-то евреев за распятие христианского мальчика (правда ли, справедливо ли - неизвестно) не вызвало ни массовых психозов, ни "глубоких" теорий, ни погромной эпидемии. Настоящая история "кровавого навета" начинается в католической Европе в сер.12 в. при подготовке ко 2 Крестовому походу через полвека после 1-го, когда "воины христовы" массово убивали еврейских детей и ощутили потребность свалить "с больной головы на здоровую". В английском г.Норич в 1141 г. арестовали группу евреев по обвинению в убийстве христианского мальчика - королевский прокурор велел освободить арестованных и запретил проводить процесс - но через несколько лет новый настоятель местного монастыря канонизировал "отрока, умученного от жидов", в дальнейшем версия о еврейских ритуальных убийствах распространялась со ссылкой на какого-то выкреста - бывшего византийского раввина. 
И это - в отличие от прошлых веков в других культурных регионах - "зашло": в разных странах (Франция, Германия и др.) появились обвинения, осудительные приговоры, погромы и изгнания под этим предлогом и т.п. Самый громкий "ритуальный процесс" был в той же Англии в 1223 г. в г.Линкольн: св.10 чел. было казнено, и были сочинены десятки баллад на разных языках. Это безумие наряду с другими (бесплодные крестовые походы, "охота на ведьм", самоистребление Европы в религиозных войнах) продолжалось до Просвещения 17-18 вв., бывшего явной реакцией на "религиозную" 30-летнюю войну - наверно, самую страшную в истории Европы, буквально обезлюдившую континент (особенно Германию) и не решившую ни одной проблемы.
Причины явно связаны с "болезнями роста" молодой западной цивилизации, в отличие от всех остальных сделавшей ставку не на подавление личной свободы каждого, а на её охрану, и тем обеспечившую возможность бесконечного научно-технического и гуманитарного прогресса. Одной из таких "болезней роста" был рационализм - в числе прочего, приписывание всех мировых проблем не воле богов, неотвратимому року или объективным законам природы, а злой человеческой воле: в других культурах этот магизм исчезал при выходе из первобытности, а в Европе он с 11 в. реанимировался. Примерная идеология: основная истина известна всем, в основе любых проблем – злая человеческая воля (Р.Декарт: «заблуждение есть проступок»), следовательно – иудеи прекрасно знают Новый Завет и совершенно с ним согласны (в противоречии с молитвой Христа за своих палачей: «Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят!»). Но они не хотят такого Бога и сознательно служат Дьяволу: понимают, что для приобщения к Вечной Жизни необходимо причащаться Тела и Крови Спасителя, но не хотят делать это легально (крестившись и вступив в Церковь), а воруют священный материал дьявольским способом. То же - в основе обвинения евреев в "осквернении Гостии": в Православной Церкви подобные обвинения не были развиты в т.ч. и потому, что практика исключает долгое хранение Освященных Даров. 
И в основе крестоносного движения – та же установка: не может западный человек пассивно ждать Конца Света и Страшного Суда (к 1000 г. ждали и не дождались), ему необходимо самому принять сознательное участие в своём Спасении, и отвоевание у иноверцев Святой Земли – подходящая ближняя цель. По Ж.Ле-Гоффу («Цивилизация средневекового Запада»), европейцы 11 в. не чувствовали временной перспективы, считали события священной истории недавними и шли в Палестину, чтобы покарать не кого-то, а самих палачей Иисуса Христа! И это не удивительно, если учесть, что после 1000 г. начинается сама Европа как локальная цивилизация, не сводимая к другим: приоритет Церкви над множеством государств, разрыв с православно-имперским Востоком, устойчивая феодальная раздробленность, непрерывный материальный рост 1000-1300 гг., европейское капиталоёмкое сельское хозяйство, городские «коммунальные революции» 12 в. 
Отдельная страница – истребительный антисемитизм времён «чёрной смерти» - чумы 1347-49 и последующих годов. Евреев начали обвинять в отравлении колодцев во Франции с великого голода 1314 г.: в г.Шинон более 100 чел. были брошены в яму, на дне которой горел огромный костер; в 1347-49 гг. целые еврейские общины Германии были поголовно сожжены по решению городских советов в специально построенных срубах, в г.Копенгаген до сих пор «еврейская яма» - местная «достопримечательность». Как справедливо указывает еврейский историк М.Даймонт («Евреи, Бог и история»),  чума была во всей Евразии (Китай, Степь, страны Ислама и Православия), везде ее воспринимали как Божье наказание за грехи людские и – в отсутствие современной медицины – лечились духовными средствами (молитва, пост, милостыня, терпение, иной вариант – отчаяние, криминал, суицид), и только европейские христиане (в 14 в. – поголовно католики) решили произвести "окончательный расчёт" с иноверцами (сначала «сублимировались» на кошках, и результатом было размножение крыс – основных переносчиков чумы, потом «взялись» за врачей, и наконец – за евреев). Источник – те самые европейские гуманизм и рационализм, которые исключали государственный деспотизм и программировали развитие свободных рынка и общества:
1) в любых стихийных бедствиях виноват человек, но не только своей изначальной повреждённостью (это – общехристианская аксиома),  а сознательными волевыми действиями;
2) человеческая свобода безгранична, и потому зло потенциально бездонно, а значит - злая человеческая воля может серьёзно повредить не только многим людям (включая самого грешника), но и Божьему замыслу о Мире;
3) люди доброй воли не имеют права праздно смотреть на торжество Зла на Земле - надо что-то делать в противовес агентам Врага;
4) внешняя свобода человека священна и неприкосновенна, доброкачественность личности определяется ее «связью» (лат. «религия») со сверхличностным Абсолютом, а значит – тщательное расследование действий конкретного человека излишне (да и невозможно при вымирании 30-70% населения), а факта неправой веры – достаточно для высшей меры наказания (в мирные времена еще можно терпеть, но перед угрозой Конца Света – «уж извините»): крещение могло спасти жизнь и имущество.
Римский престол был против такого рода обвинений, Папа издавал аргументированные опровержения, но всё было напрасно: молодой европейский менталитет и материальный интерес христианского среднего класса (в гуманно-рациональной перспективе имеющий право на существование) – идолы, требующие жертв. 
Православный фундаменталист, конечно, не преминёт заметить, что все западные извращения (культ Папы, безбрачие духовенства, политизация и военизация Церкви, «крестовые» походы, инквизиция, охота на ведьм, клинические формы юдофобии, ереси – вплоть до Реформации, иезуитство как ответ на неё и атеизм как реакция на всё это) начались вскоре после 1054 года – отделения Западной Церкви от Православия… Да, в других цивилизациях "охоты на ведьм" не было (в таких масштабах) - но не было и прогрессивно-поступательного развития, светская власть господствовала над духовной - и развивались светские утопии типа коммунизма, а антисемитизм принимал другие формы. В России "ритуальные обвинения" не были популярны ("Дело Бейлиса" стало "судебной Цусимой" царского правительства, поддерживавшего обвинение), но идея всемирного еврейского заговора с целью установления мирового господства - в основном русский интеллектуальный продукт, не сводимый к заграничным аналогам: "Книга кагала", "Протоколы сионских мудрецов".
Историк-преподаватель, историк-исследователь, попу...  · 5 апр 2021
Кровавый навет на евреев стал распространяться в эпоху Римской империи (I в. до н.э. - V в. н.э.), и через римский социум его усвоили христиане в Средние века. Римляне после завоевания обширных пространств Сирии, Палестины и... Читать далее
4 эксперта согласны
"Рассеяние евреев" произошло не после захвата Титом Иерусалима и разрушения Храма, а после подавления еврейского... Читать дальше
гуманитарий  · 1 сент 2021
Значительно позже кровавого навета на не евреев. Кровавым гонениям подвергались преимущественно народы не еврейской национальности. Читай историю.
Кровавый навет является исключительно антиеврейским изобретением, кто бы что не утверждал. Кровавый навет... Читать дальше