Кровавый навет на евреев стал распространяться в эпоху Римской империи (I в. до н.э. - V в. н.э.), и через римский социум его усвоили христиане в Средние века. Римляне после завоевания обширных пространств Сирии, Палестины и Египта столкнулись там с многочисленными еврейскими общинами, которые жили спокойно и богато, но при этом исповедовали совершенно странную с точки зрения язычников религию с особыми богослужебными действиями. Также римская власть унаследовала наряду с владениями эллинистических царей сильные этнические противоречия между сообществами греков-язычников и иудеев. Так, во время правления Гая Калигулы (37-41 гг. н.э.) в Александрии произошли столкновения между евреями и эллинами. Перед императором интересы поссорившихся общин представляли ведущие ученые того времени: евреев - Филон Александрийский, эллинов - Апион Плейстоник. Если от Филона до нас дошел целый корпус его сочинений, по которому можно судить о его блестящем образовании и выдающихся способностях, то об Апионе мы знаем только по небольшим отрывкам его работ и отзывам древнеримских эрудитов Гая Плиния Старшего и Авла Геллия. Но и этого достаточно, чтобы судить о широкой популярности Апиона и огромном влиянии его школы на мыслителей Римской державы. Апион как почитатель египетской культуры и истории продемонстрировал многовековую ненависть александрийских эллинов к евреям в своем сочинении "Жалоба на иудеев", обращенном к императору Калигуле. По-видимому, этот "псогос" (греч. ψόγος — хула, поношение) со временем стал так популярен среди греков и римлян, что написать его опровержение взялся сам Иосиф Флавий (ок. 37 — ок. 101), автор известной "Иудейской войны". Древнееврейский историк приводит отрывки из сочинения "антисемита" Апиона, который, ссылаясь на авторитетных эллинистических авторов Манефона, Лисимаха, Посидония и Молона, обвиняет иудеев в поклонении ослиной голове, человеческих жертвоприношениях и каннибализме. Вот в частности цитата из Апиона о кровавых жертвоприношениях:
"Антиох (Антиох IV Епифан - греко-сирийский царь (175-164 гг. до н.э.) Селевкидской державы, который проводил жёсткую политику эллинизации еврейского населения Иудеи, превратил Иерусалимский храм в святилище Зевса Олимпийского - прим. А.Ч.) нашел в храме (Иерусалимском - прим. А.Ч.) ложе и лежащего на нем человека, перед которым был поставлен небольшой стол, исполненный изысканными яствами, плодами морскими и земными. Царь был поражен этому. А тот стал тотчас славить его приход, как будто он пришел оказать ему величайшую услугу, и, припав к его коленям и протягивая к нему правую руку, стал молить его об освобождении. Царь приказал ему, чтобы тот сел и рассказал ему, кто он такой, почему живет здесь, и откуда все эти яства, и тогда этот человек, обливаясь слезами, поведал ему жалобную историю о своем несчастии. Он сказал, — говорит Апион, — что по происхождению он эллин, и что когда он бродил по стране в поисках пропитания, его неожиданно схватили какие-то незнакомые люди, привели в храм и там заперли, и что ему ни с кем не позволяют видеться, хотя и откармливают всевозможными яствами. Поначалу эти бесчисленные видимые благодеяния доставляли ему радость, потом стали внушать подозрение и наконец, привели его в полнейшее недоумение. Когда же ему удалось расспросить об этом приходящих к нему слуг, тут-то он и узнал об ужасном еврейском обычае, ради которого его откармливали. Они совершают его каждый год в определенное время. Поймав какого-нибудь греческого бродягу, они в продолжение года кормят этого человека, затем, отведя в какой-то лес, убивают, тело его по своему обряду приносят в жертву и, вкусив от его внутренностей, во время жертвоприношения приносят клятву в том, что всегда будут ненавидеть эллинов. Вслед за тем останки этого человека они бросают в какой-то ров".
Иосиф Флавий. Против Апиона. Книга II. 89-102
Панель "Пленные иудеи". Арка Тита в Риме. 80-82 гг. н.э.
С большой долей вероятности небылицы александрийских эллинов, "глашатаем" которых стал Апион, широко распространились в среде греко-римских язычников во время "Иудейской войны" (восстания иудеев против власти Рима в 66-71 гг. н.э.), когда обе стороны воспылали настоящей ненавистью друг к другу. Итогом стало разрушение римлянами Иерусалимского храма, упразднение иудейской государственности и рассеяние евреев по обширным просторам империи. Иосиф Флавий, сначала плененный римским военачальником Титом Флавием Веспасианом (будущим римским императором в 69-79 гг. н.э.), а затем отпущенный им же на свободу (поэтому до конца дней вынужденный носить фамильное имя своего господина — «Флавий»), застал римлян за чтением трудов "антисемита" Апиона, которого он тут же решил разоблачить. Однако его разоблачение не получило широкого распространения. Простые греки и римляне видели в иудеях ужасных богохульников, грязных сектантов и магов. Дело в том, что в Римской империи II-IV веков восточные культы и магия были повсеместно распространены. В сохранившихся египетских папирусах того времени ученые находят множество текстов магического содержания, в которых
"...Саваоф, Адонай, "боги евреев" Моисей и Христос чередуются с греческими Гермесом, Афродитой и даже Кроном; библейские Гавриил и Михаил, в статусе демонов, сочетаются с демонами, возникшими из эпитетов египетских богов..."
См.: Петров А.В. <petrov@centant.pu.ru> "Теургия: социо-культурные аспекты возникновения философски интерпретированной магии в античности" <http://centant.spbu.ru/aristeas/monogr/petrov/001_0000.htm>. В: "Аристей" <http://www.centant.pu.ru/aristeas>. 2001
Папирус на греческом языке. IV век н. э.
P.Oslo inv. 434 / Oslo Papyri Electronic System, University of Oslo Library (иллюстрация взята с https://arzamas.academy/mag/339-privorot)
Между тем слово "магия" не имело исключительно негативной коннотации до III века. К примеру, неоднозначно к ней относились философы-неоплатонисты Порфирий и Ямвлих (III-IV века), разрабатывавшие собственные магические учения - демонологию и теургию. Однако римский плебс относился крайне негативно ко всему чуждому, особенно во время варварских нашествий и гражданских войн II-III веков, которые, разумеется, рассматривались римлянами как наказание богов за поругание религии отцов. Тогда, как известно, набирают оборот масштабные гонения на христиан. В то же время продолжается ненависть по отношению к иудеям, которые еще в начале II века устроили несколько крупных восстаний против римской власти на Востоке. Не видя разницы между иудеями и христианами, римский люд обвинял тех и других в человеческих жертвоприношениях, питие крови ("кровь Христова" понималась в буквальном смысле) и колдовстве, которое по римскому праву было запрещено. Так греко-римский навет на евреев трансформировался в кровавый навет, который и подхватили христиане, ставшие в Римской империи IV века гражданами первого сорта. Так, историк-язычник Аммиан Марцеллин сообщает, что в середине IV века начинается настоящая охота и гонения на язычников и магов. В этой атмосфере религиозной нетерпимости достается и евреям. Например, крупный христианский автор Сократ Схоластик (ок. 380 – после 439 гг.) описывает следующие ужасы, учиненные иудеями :
Спустя немного времени иудеи снова наделали христианам дерзостей и за то были наказаны. В одном месте, называемом Инместар, которое находится между Халкидою и сирийской Антиохией, у них был обычай совершать какие-то игры. Во время этих игр, делая много бессмысленного, они, упоенные вином, издевались над христианами и над самим Христом и, осмеивая как крест, так и уповающих на Распятого, между прочим придумали следующее: схватив христианского мальчика, они привязали его ко кресту и повесили, потом начали смеяться и издеваться над ним, а вскоре, обезумев, стали бить его и убили до смерти. По сему случаю между ними и христианами произошла сильная схватка. Когда же это сделалось известно царям, то областные начальники получили предписание разыскать виновных и казнить. Таким образом, тамошние иудеи за совершенное ими во время игр злодеяние были наказаны.
Сократ Схоластик. Церковная история. Книга VII. Глава 16.
Доподлинно неизвестно, правда эта история или ложь. Ученые считают, что в этом отрывке Сократа Схоластика описывается еврейский праздник Пурим, когда иудеи вешали чучело Амана, часто похожее на Иисуса. В 408 г. император Феодосий II запретил евреям сжигать подобие Иисуса и издеваться над крестом в Пурим. Однако вполне вероятно, что запрет римского императора не исполнялся, а христиане продолжали осуждать и гневаться на евреев за их "насмешки".
Аман, распятый на кресте. Azor masters, Утрехт, 15 в. (иллюстрация взята https://ja-tora.com/raspiatyi-aman-i-ubiistvo-v-inmenstak-evgeniy-levin/)
Скорее всего, античный миф о человеческих жертвоприношениях у евреев и общее озлобление христиан по отношению к иудеям стояли у истоков кровавого навета. Между тем эта мифологема в полной мере проросла и развилась в XII-XV вв. преимущественно в Западной и Центральной Европе. Христианский Восток не знает столь многочисленных примеров кровавого навета, сколь знает его Запад. Но в этой теме я должным образом не разбираюсь. Лишь скажу, что мне нравится идея Исраэля Яакова Юваля, который связывает распространение кровавого навета среди западных христиан с еврейскими погромами 1096 г. Во время этих погромов еврейки вынуждены были убивать своих детей, не желая допустить их поругания нападающими христианами. Юваль пишет:
"Центральное место, которое занял культ мученически пролитой крови в еврейском сознании второго поколения после погромов 1096 г., и отрицательная оценка христианами этого мученичества, могут пролить свет на появление именно в это время другой – христианской – трактовки событий: враждебной фальсификации жертвоприношения евреев, какой и стал кровавый навет. Первый кровавый навет Средневековья имел место, как известно, в сороковых годах XII в. Два эти явления, мученичество и кровавые наветы, разделенные небольшим временным интервалом, возможно, находятся во взаимосвязи".
Подробнее об истории кровавого навета на евреев среди западных христиан смотрите "Часть десятая. Кровавый навет" из книги "ЕВРЕИ И ХРИСТИАНЕ: ПОЛЕМИКА И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ КУЛЬТУР" (http://online-books.openu.ac.il/russian/jews-and-christians-in-western-europe/part9/chapter10.html#footnote-398-33-backlink)