Потому что, критика личности одного из пантификов Александра VI Борджиа не может ни пошатнуть, ни тем более оказать разрушительное воздействие на авторитет Священного престола.
Более того. Нет никаких оснований выделять на общем нерадостном фоне папства эпохи колониализма, именно папу Александра VI.
Он был лишь одним из многих, кто подвёл католическую церковь к катастрофе Реформации.
Согласно Имону Даффи, «папство Ренессанса вызывает образы голливудского зрелища, декаданса и притяжения. Современники смотрели на« Ренессанс Рим », так же, как мы теперь видим Вашингтон Никсона, город шлюх с расходными счетами и политического взяточничества, где все и каждый имели цену где ничему и никому нельзя было доверять. Казалось, сами папы задают тон. Например, Лев Х сказал: «Давайте наслаждаться папством, поскольку Бог дал нам его». Некоторые из этих пап взяли любовниц и отцов, занимались интригами или даже убийствами.
И тут надо сказать, что молоденький августинский монашек из Германии Мартин Лютер посетил Рим как раз во время понтификата главного обвинителя Борджиа, Юлия II. Посетил и ужаснулся всей мерзости того, что увидел: «Трудно себе представить, какие грехи и позорные дела совершаются в Риме. Для того чтобы поверить, нужно видеть и слышать всё это. Здесь бытует такая поговорка: “Если существует ад, то Рим построен на нем. Это бездна, из которой исходят все грехи”».
Для того, что бы понять истоки, говоря современным языком "черного пиара", папы Александра VI Борджиа попробую объяснить, чем вызвана такая неприязнь к деяниям этого пастыря. А было ли всё так, как это представляется?
1 января 1431 года, у владельцев замка Хатива, что в Валенсии, родился сын. Его отец, Хофре Хиль де Борха-и-Эскрива, происходил из семьи военных, сыгравшей видную роль в изгнании мусульман из Валенсии. Мать мальчика, Изабелла, урождённая де Борха-и-Льянсоль, приходилась дальней родственницей отцу . Сам же новорождённый, названный Родриго, впоследствии станет Римским папой и приобретёт самую паршивую репутацию во всей истории престола святого Петра. Разумеется, под другим именем — Александр. И со слегка переиначенной на итальянский лад фамилией — Борджиа.
Кровь, чудовищный разврат, инцест, неслыханная коррупция, изощрённые отравления конкурентов и жестокие убийства — это далеко не полный список художеств, которые приписывают семейству Борджиа в целом. Но всё-таки самым главным отравителем и развратником, буквально погрязшим в грехе, признают Римского папу Александра VI.
Его преемник, папа Пий III, руководил Святым престолом всего лишь 27 дней и был к семейству Борджиа, в общем, лоялен, поскольку именно они и продавили его избрание.
А вот следующий папа, Юлий II, заявил: «Я не буду жить в тех же комнатах, где Александр VI осквернил Святую Церковь, как никто до него узурпировавший папскую власть за счёт помощи дьявола... Я запрещаю под страхом отлучения от церкви говорить или думать о Борджиа снова. Его имя и память должны быть забыты. Он должен быть вычеркнут из каждого документа. Его правление должно быть уничтожено. Все портреты Борджиа должны быть покрыты чёрным крепом, все гробницы Борджиа должны быть вскрыты, а их тела отправлены обратно туда, откуда они пришли — в Испанию».
Обратите внимание на ловкий публицистический приём. Сначала Юлий II обрушивается на «осквернителя Святой Церкви» лично, а потом плавно, как бы исподволь, переходит к призыву искоренить память о фамилии Борджиа как таковой. Причём делает это в стиле «чемодан-вокзал- домой», призывая к вандализму в отношении даже могил «чужаков», которые, мол, припёрлись из своей Испании и завели здесь, в Святом Городе, свои мерзкие порядки.
Дело в том, что кроме банальной ксенофобии никаких других оснований к таким призывам у Юлия II не было.
В самом деле, чем представители семейства Борджиа на папском престоле отличались от других? Тем, что пропихивали своих родственников в кардиналы, а потом и в папы?
Да, было такое. Семейство Борджиа дало престолу двух пап. Один — Александр VI. Другой — его родной дядя, Алонсо де Борха, ставший папой под именем Каликст III и вытащивший своего племянника в Рим. Кстати, не самый плохой папа на престоле святого Петра. Он одобрил основание университета Грайфсвальд в Померании, поддерживал венгерских борцов против турецкой экспансии в Европе, тем самым сдерживая натиск ислама.
И, главное, пересмотрел дело Жанны д’Арк — назначил новое судебное разбирательство и полностью реабилитировал Орлеанскую деву, когда-то сожжённую по обвинению в ереси. Историки католической церкви вообще оценивают его деятельность достаточно высоко.
Делая, правда, одну оговорку: «За исключением непотизма».
Непотизм — от латинского слова nepos, то есть «племянник» — и есть то самое пропихивание своих родственников к высшим должностям в иерархии. Спору нет, такое дело и впрямь попахивает.
Но так ли в этом плане безгрешны обвинители?
А вот тут — сюрприз. Самый главный и яростный обвинитель Борджиа, папа Юлий II, до принятия сана носил имя Джулиано делла Ровере. Кардиналом его сделал папа Сикст IV, который когда-то носил имя Франческо делла Ровере. И приходился будущему Юлию II... Правильно — родным дядей.
Очень серьёзны обвинения в разврате.
Действительно, вот как описывает оргии, устраиваемые папой Александром VI и его дочерью Лукрецией Борджиа церемониймейстер римской курии Иоганн Буркард: «Лукреция, папа и гости бросали жареные каштаны, и блудницы подбирали их, бегая совершенно голые, ползали, смеялись и падали. Более ловкие получали от его святейшества в награду шелковые ткани и драгоценности. Наконец, папа подал знак к состязанию, и начался невообразимый разгул. Описать его и вовсе невозможно: гости проделывали с женщинами всё, что им заблагорассудится. Лукреция восседала с папой на высокой эстраде, держа в руке приз, предназначенный самому пылкому и неутомимому любовнику».
Другое дело, что и это престолу святого Петра было не в новинку. Скажем, в X веке он пережил то, что называют «порнократией». В буквальном переводе — «власть шлюх». Две женщины из семейства Теофилактов на протяжении 60 лет награждали папскими тиарами своих любовников, потом — детей от этих любовников. Кое-что перепало даже внукам. Впрочем, можно так далеко в историю и не забираться. Тот же Сикст IV, согласно хроникам Стефано Инфессуры «Дневник города Рима», был «страстным любителем мальчиков и содомитов, вручая бенефиции и кафедры за интимные услуги».
Остаётся страшное обвинение в массовых убийствах посредством отравления.
Фокус, однако, в том, что ни одно отравление, будто бы организованное Александром VI, доказано не было. Есть только слухи, сплетни и подозрения, которые базируются на простом факте. За одиннадцать лет понтификата Александра VI Борджиа на тот свет отправилось 27 кардиналов. Их места, как правило, занимали дети папы и его испанские родственники. Тут впору вспомнить старинную английскую пословицу: «Из ста кроликов нельзя сделать лошадь, из ста подозрений нельзя сделать доказательства».
Главный обличитель грехов папы Александра VI Борджиа, Юлий II провёл на престоле святого Петра чуть больше девяти лет. А кардиналов при нём умерло 36. Их места точно так же занимали многочисленные племянники и более дальние родственники Юлия II.
Это что касается папы Александра VI Борджиа.
А что касается в целом авторитета и критики института пантификов, здесь полезно обратиться к принципу, выраженному Блаженным Августином: «In necessariis unitas, in dubiis libertas, in omnibus caritas». Это можно истолковать так: в главном — единство, в сомнении — свобода, во всём — любовь.
Мы знаем, что Иисус Христос обещал уберечь апостола Петра от ошибок в главном. В сомнении же, то есть в том, что можно подвергать различным интерпретациям, каждый свободен думать так, как хочет. В этой сфере допустимо иметь различные мнения. Но и здесь уместно рассуждать, должны ли эти сомнения быть предметом публичной полемики. Увы, в этом случае очень легко утратить именно дух любви, о которой шла речь выше, и спровоцировать неприязнь к тому, кого Сам Христос поставил пасти Своих овец.