В предыдущем ответе я затрагивала тему реституции историко-культурных объектов, но она просто бездонная. Очевидно, что неотъемлемой частью жизни человеческого общества является то, что «сильный» пользуясь своим правом, вмешивается в жизнь «слабого». И этот закон действовал с момента зарождения человечества, но сначала люди крали огонь или женщин, потом богатства и религиозные реликвии, а потом стали вывозить не просто «золото-бриллианты», а уже нечто другое. Грабители выучившись в университетах, приобрели развитый искусствоведческий вкус, (а, если не получились, то возили с собой специалистов). И вот тут часто начинался, без преувеличения, настоящий шабаш.
Я не хочу вступать на скользкий путь и писать о «праве» на вывоз чужого национального достояния в качестве своего рода компенсации за понесённые в ходе иностранного нашествия потери. Так делали и делают многие страны. Немного поговорим о том, как вывозилась чужая культура и история самыми развитыми странами, которые сегодня часто используют риторику о том, что эти предметы у них будут храниться в гораздо лучших условиях.
И вернёмся к Британскому музею. Мало кто известен подобными «подвигами» как Великобритания. Как не горестно, но практически все страны, куда дотянулась рука Лондона, стали жертвами систематического грабежа. И если в Египте у англичан были соперники: Франция и Германия, то Индия действительно стала «бриллиантом британской короны» и в этом смысле. Понятно, что верхушка колонизаторов присваивала наиболее ценные реликвии. На рядовом уровне грабёж носил массовый характер. Вернуться домой без статуэтки или ожерелья было постыдно.
Среди многих известных экспонатов Британского музея, споры о возврате которых ведутся десятилетиями, а то и столетиями, можно назвать следующее.
«Бенинские бронзы» - скульптурные изображения людей и животных созданные в XVI в. для королевской семьи в Бенине (ныне Республика Нигерия). Желание Великобритании во второй половине XIX в. взять под контроль работорговлю на западноафриканском континенте, не раз сопровождалось военными столкновениями. В частности, в 1897 г. был захвачена, разрушена и разграблена столица Бенина. Среди военных трофеев было около 900 упомянутых табличек. Активная фаза переговоров между Англией и Нигерией о возврате национального достояния началась в 2018 г. До сего времени международная рабочая группа работает над «созданием новой постоянной экспозиции бенинских произведений искусства в Бенин-Сити».
Продолжая «африканскую привязку», обратим внимание на «Коллекцию Макдала». Коллекция Британского музея включает около 80 предметов из города Макдала (ныне Амба Мариам) на севере Эфиопии (не считая множества рукописей, которые хранятся в разных английских университетах). Во второй половине XIX века император Теодрос II построил там крепость, библиотеку и сокровищницу, в которой хранились церемониальные кресты, оружие, ювелирные изделия и алтарные предметы православной Эфиопской церкви. В 1860-е гг. англо-эфиопские отношения ухудшились настолько, что Теодрос какое-то время даже содержал британского консула в тюрьме. А дальше понятно: английская военная экспедиция, которая разрушила и разграбила Макдалу. Активная стадия обсуждения судьбы коллекции с нынешней Эфиопией началась в 2019 г.. На сегодняшний день удовлетворены несколько требований Эфиопской церкви. Например, религиозные предметы не выставляются на всеобщее рассмотрение, все артефакты тщательно изучают и сохраняют.
И так далее. Самое интересное заключается в том, что приведённый здесь материал о судьбе этих коллекций и еще нескольких «спорных» объектах содержится … на официальном сайте Британского музея в соответствующе названном разделе.
Признание неудобных и, чего уж там, позорных страниц собственной истории – это полдороги на пути исправления ошибок. Но, судя по всему, дорога будет длинная…
И события последних месяцев - ярчайшее тому доказательство. Вопрос о возврате индийских ценностей, в том числе знаменитого «Кухинора» (более привычно для нас - «Кохинор») вновь активно обсуждается. И если по поводу этого новый премьер Великобритании пенджабец Риши Сунак хранит молчание, то по вопросу о возвращении Греции скульптур Парфенона он высказался категорически против.
Это очень сложный вопрос, у которого есть две моральные стороны.
Но главная проблема - кто владеет искусством? Музей? Народ/нация? Наследники? Государство?
Тот же вопрос стоит относительно мрамора Парфенона и Британского... Читать далее
Вопрос изначально сформулирован не корректно и с негативным подтекстом. А почему только Египту? А почему только Британский музей? Египетские древности хранятся по всему миру, в том числе и во многих российских музеях (Эрмитаж... Читать далее
Я филолог-германист, специалист в области... · 13 июн 2023
Нет, не должен.
Утверждение о «разграблении» весьма спорное. Большинство артефактов из Египта и Греции было вывезено, когда эти страны были под турецким владением. Турки – мусульмане, артефакты, относящиеся к другой религии... Читать далее
Пишу мое личное мнение - когда я посетила Британский музей, то была поражена великолепием экспонатов и их географией. Это говорит об истории Англии, о ее победах и , стратегии и политике в колониальных странах. Поразило, что... Читать далее
Интересуюсь устройством мира, как внешнего так и в... · 13 июн 2023
Смотря с чьей точки зрения.
Общего же права и "должествования" не существует.
С точки зрения нас и египтян — должны!
Ибо тут британцы — обыкновенные воры.
С точки зрения британцев — нет.
Ибо они "белые люди", а всякие "туземцы"... Читать далее