Считаю истинными и вполне достаточными общепринятые научные мысли об истории как о прошлом реальности. Признаю существование множества субъективных мнений по проблеме, что меня не беспокоит. К таким субъективным доктринами отношу и философию истории. Она возникла в виду обособления философии от науки в виду претензии философов на особую когнитивную, мистическую и не объяснимую способность объяснять истину вообще, прошлого в частности. По-моему, они заблуждаются, гносеологическим основанием чего является относительность научной истории, а поэтому актуально определить направления ее развития. Наука истории, во-первых, как и все иные науки, требует теоретизации с помощью диалектической логики. В таком случае она истиннее объяснит прошлое. Во-вторых, требуется более иерархично строить все множество исторических наук, систематизировать их. В-третьих, основанием развития исторической науки следует считать теоретизацию всех наук, что предполагает объяснение ими одновременно прошлого, настоящего и основ будущего. Иными словами, при научном объяснении истории следует учитывать историзм всех наук. Актуальность этого отмечал И.Н. Болтин (1735-1792) мыслью «современность – музей прошлого» (смысл, по памяти). Современная наука не обеспечивает этого потому, что находится на уровне доктрин, не стала теорией потому, что не овладела диалектической логикой. В целом, развитие науки истории требует системного, иерархического объяснения прошлого всех объектов реальности на основе теоретизации всех наук с помощью диалектической логики