Церковь во все времена была и есть неотъемлемый "спутник" мира людей в своих исторических христианских границах, и потому она всегда чутко реагировала на процессы внутри общества. В католическом мире Церковь вела себя совершенно по-разному в различные исторические отрезки. Церковь времен "темных веков", Церковь времен крестовых походов, Церковь эпохи Ренессанса. Протест Савонаролы был протестом на обмирщение Церкви. Ровно так же вела себя и Восточная Церковь. Свержение язычества, взаимоотношения со "старшим братом" - греческой Церковью, взаимоотношения с Ордой; накопившиеся внутренние противоречия и прокатившийся по русской Церкви Раскол, обращение Церкви в государственный департамент во главе с обер-прокурором. Влияние Церкви на жизнь простого гражданина было существенным. Церковь здесь служила исключительно государству, о каком-то "приватном" отношении простого человека к Богу и Его Сыну и разговора быть не могло. Эта "навязчивость" церковной власти обернулась в 1917 году в жесткое обратное противление - крещеные люди, иногда прихожане той же самой церкви убивали свое священство с их безвинными семействами. Такая возросшая, по историческим меркам почти мгновенно, ненависть русского народа к своей Церкви имела свои логические причины. Жизнь Церкви в советское время. Контроль внутренней жизни Церкви уполномоченными от государства (совсем из ведомства Победоносцева, его "обратный" фантом) Только в последние десятилетия РПЦ начала обретать те качества, которые должны были бы быть присущими ей от века, и в первую очередь приходской демократизм церковной жизни, перенос догмата в сознание человека, его "внутреннюю клеть", когда сознательный верующий (верный) становится неотделим от Церкви, как были неотделимы от Бога древние отцы-отшельники.