Все же тут стоит говорить о комплексе факторов. Первый, как уже отмечалось, религиозный - христиане и иудеи считались людьми Писания, а потому находились под защитой Аллаха. Правда к иудеям все же отношение было чуть похуже - в памяти еще сохранилось противостояние иудейской и мусульманской общин в Медине. Но важно еще и отметить тот факт, что значительная часть христиан в указанном регионе исповедовала течения, считающиеся еретическими: несторианство, монофизитство и монофелитство. И по своему учению они имели куда больше точек соприкосновения с исламом, нежели каноническое христианство. Так, несториане не считали деву Марию Богородицей, монофизиты отрицали самостоятельную человеческую природу Христа, монофелиты в схожем духе рассуждали.
Отсюда вытекает и вторая причина - у христианского и иудейского населения региона не было особой любви к правительству в Константинополе, они не горели желание защищать ту власть, которая их притесняла. Поэтому когда на Ближний Восток пришли мусульмане, то зачастую местное население их встречало если не с открытой радостью, то как минимум очень лояльно. А порой и оказывали помощь при взятии городов, за что получали от мусульман различные поощрения.
Также надо отметить, что еще до начала распространения ислама, у ближневосточных христианских торговцев установились партнерские отношения с арабскими. То есть друг для друга они в поздний период не воспринимались как чужаки, будучи близкими по роду занятий. И многие торговые связи сохранились во время арабского завоевания. Ну и понятно, что торговцы вполне могли позволить себе выплачивать джизью, принося дополнительный доход в казну Халифата, за что и отношение к ним было вполне благожелательным.