Постсоветские мемориальные практики можно охарактеризовать рядом различных тенденций и направлений. Сразу после распада Советского Союза была предпринята значительная попытка убрать или изменить назначение многих статуй и других памятников, воздвигнутых в советский период. Это часто сопровождалось спорами о целесообразности сохранения этих памятников и о том, в какой степени они представляют собой проблемное наследие, которое необходимо решать.
В то же время растет интерес к сохранению и памяти жертв советских репрессий и нарушений прав человека. Это привело к созданию новых мемориалов и музеев, а также к восстановлению существующих, чтобы информировать общественность о зверствах, совершенных советским режимом, и почтить память тех, кто пострадал от него.
Одним из ярких примеров этой тенденции является общество «Мемориал», российская неправительственная организация, созданная в 1989 году для документирования и сохранения памяти о жертвах советских репрессий. Организация сыграла ключевую роль в раскрытии правды о сталинском терроре и защите прав жертв и их семей. Он также участвовал в создании нескольких известных мемориалов, в том числе Памятника жертвам политических репрессий в Москве и Соловецкого историко-политического музея на месте бывшего Соловецкого лагеря для военнопленных.
Еще одним аспектом постсоветских мемориальных практик стало повышенное внимание к опыту групп меньшинств и маргинализированных сообществ в советский период. Это включало признание страданий этнических и религиозных меньшинств, а также усилия по увековечиванию памяти жертв антисемитского и антимусульманского насилия.
В целом постсоветские мемориальные практики можно рассматривать как отражение сложных и эволюционирующих отношений с советским прошлым. С одной стороны, было стремление отвергнуть и убрать многие символы и памятники, связанные с советским режимом. С другой стороны, также растет признание необходимости помнить и чтить жертв советских репрессий, а также признавать опыт маргинализированных групп в тот период.