Вопрос требует долгого методологического вступления. Народное песенное творчество является составной частью фольклора. Именно фольклор является наиболее ярким проявлением традиционной культуры, поэтому требует более серьезного рассмотрения. Отражая многообразие подходов к определению понятия «фольклор», К.В. Чистов предложил выделить среди них четыре основные концепции:
1) социологическую (и историко-культурную), где народная культура (фольклор в широком смысле слова) понимается как устно передаваемый простонародный опыт и знания. Иными словами, народная культура здесь трактуется максимально расширительно как вся духовная культура и некоторые формы материальной культуры, относящиеся к архаическому периоду развития и имеющие социологическое ограничение («простонародность»);
2) эстетическую, где фольклор определяется как «художественная» коммуникация;
3) филологическую, акцентирующую вербальность, связанность этой традиции со словом;
4) «теретико-коммуникативную», где фольклор понимается как знаково-символическая система, возникающая в границах дописьменной культуры.
Особенностью фольклора является его анонимность – отсутствие конкретного автора. Хотя это не всегда является правдой – у ряда фольклорных произведений авторство установлено, но в рамках традиционной культуры оно целенаправленно замалчивается. Истинным творцом фольклора традиционная культура считает народ в целом. Анонимность фольклора делает его более простым для восприятия разными группами этноса, каждая из которых считает автора выходцем именно из своей среды.
Фольклор делится на две группы – обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся: календарный, семейный, окказиональный. Необрядовый фольклор делится на четыре группы: фольклорная драма, поэзия, проза (сказочная и несказочная) и фольклор речевых ситуаций.
Не следует считать, что фольклор может существовать только в традиционных обществах – его создание продолжается непрерывно и в условиях современности. Но современный городской фольклор, хоть и поднимает темы, не имеющие ничего общего с традиционным деревенским бытом, обладает всеми характерными чертами фольклора традиционного.
Поэтому говоря о народном песенном творчестве следует остановиться на некоторых аспектах. Такие песни не носили развлекательного характера и не исполнялись "просто так", потому что захотелось. Они были либо связаны с какими-то обрядами, либо выполняли функцию объяснения мироустройства. Соответственно, с течением времени одни песни забывались, как утратившие свое предназначение, другие появлялись. При этом народное творчество существовало только в устной форме, а потому в то время, когда его начали записывать этнографы (в первой половине XIX века), они столкнулись только с тем пластом, что был актуален в это время. Но буквально спустя некоторое время в России начались серьезные трансформации, связанные с модернизацией - растет уровень грамотности, повышается процент городского населения, да и вообще жизнь меняется. Соответственно меняется и песенное творчество. Причем, поскольку эти процессы в стране шли неравномерно, то и творчество у разных народов (да и в разных регионах проживания одного народа) развивается неравномерно.
Применительно к русской народной песне это выглядит так. Во-первых, начинают использоваться стихи известных поэтов. Да и вообще появляется авторство - не потому, что раньше его не было, а потому, что теперь авторы фиксируются. Во-вторых, активно развивается городская и фабричная песня. Они тоже являются вполне народными, и их-то сейчас знают многие: "Чубчик", "Мурка" и другие, которые сейчас называют "блатными песнями". В-третьих, идет процесс создания песен, стилизованных под народные, поскольку в обществе возникает мода на "народное творчество". В-четвертых, сама социальная структура "народа" меняется - крестьян становится меньше (и образ жизни их сильно меняется), а горожан - больше, причем и горожане внутри сильно различаются - есть рабочие, есть служащие, есть интеллигенция. И внутри каждого слоя создается свой фольклор, в том числе и песенный - взять хоть тех же КСПшников. Старые же песни, в силу своей неактуальности, просто забываются, либо искусственно поддерживаются в рамках различных фольклорных ансамблей. При этом, поскольку культура развивается, то потребности в масштабном искусственном сохранении ненужных элементов нет.
Именно последний фактор, в свою очередь, стал определяющим для многих других народов, у которых традиционное песенное творчество сохранилось лучше. Именно в силу того, что развитие самодостаточной культуры идет медленно, возникает страх утраты идентичности. Поэтому значительные усилия прилагаются для сохранения отживших элементов - нового-то ничего не возникает.
Так что, подводя итог, русское народное песенное творчество никуда не исчезло. Оно просто постоянно трансформируется вместе с трансформациями самого народа, чтобы продолжать выполнять свои функции.