Если говорить именно о дискурсе о "европейском наследии", то он стал актуальным только со времен Елизаветы Петровны, а своего апогея достиг при Екатерине II. До Петра I об этом особо не говорили, сам Петр I считал себя преемником Ивана IV, а к Европе относился потребительски, его ближайшие преемники тоже этим вопросом не занимались. А вот с Елизаветы ситуация меняется - Россия становится признанной в Европе империей, которая ориентировалась на тогдашнюю законодательницу мод - Францию. Но тут как такового осмысления в полной мере еще не происходило, на уровне деклараций, что да, мы Европа, вот, у нас даже университет есть и балы как в Париже. А вот Екатерина II в серьез озаботилась пиаром России как полноценной европейской державы.
Правда она решила копнуть куда глубже - и возвести корни российской культуры непосредственно к античности. Для нее важным было показать, что мы имеем те же культурные истоки, что и Европа, а потому выступаем не только как подражатели и ученики, а как равноправные деятели истории. Собственно именно эта идея стала идеологическим обоснованием "греческого проекта": русские являются наследниками греков и римлян, а потому должны вернуть свои законные владения. Тогда пишутся многочисленные оды и пьесы, в которых Екатерина сравнивается с греческими и римскими богинями, а русские - с греками и римлянами:
Я вижу афинейцев новых
У саламисских берегов;
О! муза, вобрази Орловых,
Гонящих целый флот врагов
И присоединение Крыма было позиционировано как возврат исконно русских земель и - одновременно - как приобретение территории, на которой было расположено реальное наследие античности - тот же Херсонес Таврический. Соответственно то, что относится к Возрождению и Просвещению - это не европейское наследие, а наше, не заимствованное, а свое.
При Павле эта риторика начала сходить на нет, чтобы на некоторое время оживиться при Александре I, но только до Отечественной войны 1812 года. Тут началась определенная инверсия - именно Россия начала позиционироваться как истинная Европа, тогда как недавняя законодательница мод Франция - как страна, где правит "Атилла девятнадцатого века" - Наполеон. И победа над французами только закрепила эту мысль в официальном дискурсе - Россия - это настоящая Европа. В дальнейшем эта идея стала популярна среди отечественных консерваторов, поскольку Россия воспринималась как носительница настоящих европейских культурных ценностей, отвергнутых современной либеральной Европой.
Ну а в XX веке ситуация изменилась кардинально - советский проект, позиционировавшийся как новое слово во всемирной истории, подразумевал полный разрыв с предшествующим наследием, которое в лучшем случае воспринималось как удобрение для революции и торжества коммунизма. Хотя в среде интеллигенции сохранились осколки предшествующих дискурсов - и России как "истинной Европе" и России, как "отсталой Европе", но вплоть до конца 1980-х годов они значимой роли не играли. Потом они на какое-то время были реанимированы, ну а в настоящее время происходит очередной крутой поворот. И здесь уже не все так просто - с одной стороны Россия по-прежнему позиционируется как носительница "настоящих и традиционных" европейских ценностей, с другой - как особый мир, не являющийся частью Европы или Азии, с третьей - поворот к Востоку тоже накладывает свой отпечаток.