Если вкратце: для организации и формирования государственной системы медицинской помощи в стране Екатерина II использовала медицинские практики Англии, Германии, Нидерландов (Голландии), в вузах которых обучались и стажировались будущие врачи из России.
Данные практики попадали в Россию и через иностранных врачей, которые работали при дворе императрицы. К примеру, постоянным лечащим врачом Екатерины II и ее окружения был выпускник Эдинбургского университета, английский врач Джон Сэмюэль Роджерсон. Безусловно, что он использовал существовавшие в то время европейские методы лечения.
Дипломированные российские врачи появились в этот период после обучения в Лейденском университете. Часть из них была приглашена в первую публичную московскую больницу, которая была открыта в 1763 году.
Один из них, Нестор Максимович Амбодик-Максимович (основатель отечественного акушерства), окончил Страсбургский университет во Франции, где получил специальную теоретическую и практическую подготовку в данной отрасли медицины, а также защитил докторскую диссертацию. Затем он в течение года изучал врачебное дело в Германии, посещая лекции, немецкие клиники и консультируясь у врачей. Позже немецкие практики были использованы в российских лечебных учреждениях.
Во времена Екатерины II (вторая половина XVIII века) увеличилось число русских студентов, обучавшихся медицине в немецких и других европейских вузах. Самым популярным в то время стал медицинский факультет Лейденского университета в Голландии (Нидерланды), который стал ведущим в получении высшего образования российскими врачами. До конца XVIII века медицинская школа Лейдена считалась самой престижной в Европе. Между органами управления медицинским делом в России (Медицинская канцелярия) и рассматриваемым университетом установились хорошо налаженные связи, благодаря которым все большее количество людей из России могли поступать на учебу.
Проводимая государством (во главе Екатерины II) активная политика по формированию медицинского дела привела к тому, что, например, в отличие от Лейпцигского университета, где также учились россияне, в социальном составе русского студенчества Лейдена преобладали простые люди, а не дворяне.
К заслугам Екатерины II в области медицины также относятся:
- создание Медицинской коллегии;
- введение в госпитальные школы новых учебных планов, рассчитанных на 5-7 лет обучения и практики;
- преобразование таких школ в медико-хирургические училища, а позднее — в академию;
- открытие в Москве первого университета в составе трех факультетов, одним из которых стал медицинский.