Очень люблю цитировать фразу руководителя Школы исторических наук НИУ ВШЭ Александра Борисовича Каменского, сказанную на дне открытых дверей в 2014 году: «После истфака вы сможете работать кем угодно, кроме, разве что, инженера холодильных установок». В общем и целом, это и правда так.
Главное, что даёт историческое образование — умения хорошо писать и быстро искать и анализировать информацию. Плюс хорошая теоретическая подготовка, практика публичных выступлений, привычка в сжатые сроки усваивать большие объёмы текста. Всё это актуально во многих прикладных сферах: от журналистики до менеджмента в образовании. Знаю людей, которые после истфака успешно переквалифицировались в айтишников, например, и прекрасно себя чувствуют.
Если говорить про работу узко по специальности, то её найти проще всего, но платят там мало. То есть вообще не проблема устроиться в школу, библиотеку или архив, но на ту зарплату не проживёшь. Хотя, на учительскую, наверное, проживёшь, но надо брать много часов. Ещё многие работают в генеалогических агентствах — там в среднем платят нормально, зависит от агентства и должности.
Многие люди с моего набора (я закончила исторический бакалавриат ВШЭ в 2019 году) пошли в науку — вообще это самый логичный вариант. Надо понимать, что первое время будет тяжело: придётся либо совмещать магистратуру/аспирантуру с какой-то сторонней работой, либо постоянно искать стипендии и проекты. Однако постепенно можно очень хорошо устроиться. Я сама сейчас заканчиваю первый год исторической аспирантуры в родной Вышке. У меня академическая аспирантура с большой стипендией + ещё одна большая стипендия на год + удаленная работа в Вышке + разные научные проекты внутри Вышки. На практике это не так страшно, как может показаться — жить получается очень неплохо во всех отношениях. Единственное, что нужно «гореть» всей этой научной деятельностью и своей исследовательской темой.
Если говорить про образовательный процесс, то на истфаке вы, кроме истории во всех возможных вариациях, будете изучать иностранные языки (английский, второй иностранный и древний, как минимум латынь) и некоторые гуманитарные дисциплины (философия, социология, психология, история искусств, digital humanities, возможно, что-то ещё). Единственное, что качество преподавания иностранных языков на истфаке может быть ниже, чем хотелось бы, а на непрофильные дисциплины отводится мало часов, в основном на первом курсе. Впрочем, недостающее всегда можно восполнить через факультативные и элективные курсы или самостоятельной работой.
Главный и самый ценный курс, отличающий историков от искусствоведов и культурологов, — источниковедение. На нём почти три года учат читать различные почерки, определять авторство, датировку и видовую принадлежность документа, работать в архивах и много чему ещё. На практике это всё очень ценные навыки, наверное, даже важнее фактологических знаний.
Насколько я знаю, на культурологии тоже учат качественно писать и анализировать информацию. История искусств — более узкая специальность, но не могу сказать, что после неё сложнее с трудоустройством. Вообще не буду говорить за другие истфаки, но в Вышке на сегодняшний день можно заниматься темами, максимально близкими к культурологическим и искусствоведческим, но у вас ещё будут источниковедение и базовое историческое образование.
Как-то так. Простите, если вышло сумбурно.