Как правильно заметил Константин Тверев - "средневековый", значит "феодальный". Складывание феодальной формации началось на Востоке ещё до н.э. Некоторые историки КНР датируют начало феодальных отношений в Китае даже XI в. до н.э., но большинство наших историков - всего лишь II-III вв. н.э.
В Африке южнее Сахары первым феодальным государством было царство Аксум, сложившееся около рубежа II и III веков н.э. На нём я и заострю внимание читателей, поскольку все африканские средневековые государства в одной статье не обозреть. Наивысшего подъёма государство Аксум достигло в первой половине IV в. н.э., в правление "негусэ негэст" (букв. "царя царей") Эзаны.
Социальная структура Аксума была схожа со строением феодальных государств Европы, выросших не на наследии Римской империи, а на основе местных патриархальных отношений. Несмотря на сильное влияние египетской и аравийской культур, в социальном отношении Аксум был больше похож на раннесредневековую Русь, чем на "варварские" государства Средиземноморья, возникшие на обломках Римской империи.
Основой общественной и экономической жизни Аксума оставалась соседская община (русская "вервь") свободных крестьян (русских "смердов"). Патриархальное рабовладение не играло существенной роли в хозяйстве и рабы ("холопы" по-русски) использовались только в качестве домашних слуг (т. е. в качестве "челяди"). Собственные большие хозяйства, в которых и служили рабы, были только у негусов ("князей") и аристократов (по-русски "бояр").
Государство Аксум, как и Древняя Русь, представляло из себя конфедерацию племён, возглавляемых собственными негусами ("всяким княжьем"), выплачивающими главному негусу ("великому князю") дань. Дань с подвластных Аксуму народов свозилась в определённые пункты ("погосты") и собиралась регулярно объезжающим эти места войском (чем не русское "полюдье"?). Не выплатившие дани племена подвергались тотальному грабежу.
Дополнительные доходы приносили негусам торговые пошлины, поэтому завоевательные походы царей Аксума совершались не столько ради приобретения новых данников, сколько для контроля над важнейшим торговым путём, связывавшим Египет, Счастливую Аравию и Индию, - над Баб-эль-Мандебским проливом. Именно для этого негусам Аксума пришлось завоевать Юго-Западную часть Аравийского полуострова, современный Йемен. Эта ситуация напоминает мне нашего древнего воителя, князя Святослава, решившего завоевать низовья Дуная, "яко ту вся благая сходятся". Естественно, что большую роль в государстве играли купцы, обеспечивающие международную торговлю ("гости").
С конца III в. н.э. Аксум чеканит свою собственную монету: медную, серебряную и золотую. Этот факт сам по себе свидетельствует о развитии ремесла в государстве. Чеканка золотой монеты выдвинула эту африканскую страну в число сильнейших держав, так как в то время такую привилегию могли позволить себе очень и очень немногие правители мира. Основатель манихейства, персидский поэт и религиозный деятель III в. Мани, считал Аксум одной из четырёх великих держав древнего мира, наряду с Персией, Римом и Китаем. В 329 году Аксум входит в число христианских стран, получив учение от Коптской церкви, а, значит, в стране появляются церкви, монастыри и христианское духовенство, обрастающие своими поместьями и угодьями.
В результате арабских завоеваний VII-VIII веков Аксум оказался отрезанным как от Средиземноморья, так и от Индии. Социальное развитие страны, распавшейся на множество независимых княжеств, законсервировалось и наследница Аксума Эфиопия оставалась в средневековье вплоть до XX века. Достаточно сказать, что отмена рабства в Эфиопии произошла лишь в 1951 году, да и то под давлением международной общественности. "Варварские" страны Европы, возникнув гораздо позднее Эфиопии, сильно обогнали её в развитии и стали диктовать ей свои условия существования .