🔺В транзактном анализе мы рассматриваем поведение людей как разделённое на три чётко различимых образа бытия, называемых «эго-состояниями» или тремя «Я»: Родитель, Взрослый и Ребёнок. В каждом из нас есть все три «Я», но в разных пропорциях.
🔺Родитель. Говорит людям, что хорошо, что плохо и что следует делать. Родительское Я, состоящее из правил поведения и норм, позволяет нам успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, "запускает" полезные и проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми обыденными задачами. Кроме того, Родитель с большой вероятностью успеха обеспечивает поведение в форс-мажорных обстоятельствах, в дефиците времени на размышления, анализ или поочередное рассмотрение возможностей поведения. Родитель может быть внимательным, заботящимся о людях и пытающимся защитить их от всякого вреда, а может быть критикующим и назойливым, контролирующим всех с помощью власти и грубого обращения. Иногда человек, находящийся в Критикующем Родителе, убеждён, что он Заботливый. И наоборот: Заботливый считает себя Критикующим.
Заботливый Родитель. Мягкий, опекающий, ненавязчивый, поддерживающий Родитель. Когда мы произносим слова: "Давай я тебе помогу Чего ты хочешь сейчас? Что я могу для тебя сделать?" Тон голоса у нас мягкий, участливый, то есть мы искренне беспокоимся о других людях, когда мы находимся в Заботливом Родителе.
Критикующий (Контролирующий) Родитель. Основная функция – контроль. Контролирует не только других людей, но и себя. Копирует родительские образы поведения или образы авторитетов. Проявляет себя в нашей способности делать что-то автоматически. Он любит констатировать: «Нельзя!», «Необходимо!», «Должен!». Снова и снова обращает внимание на ваши ошибки и слабости, подчеркивает своё превосходство и наставляет на путь истинный по поводу и без повода. Характерные выражения: "Я знаю лучше! Я тебе объясню. Я тебе помогу, ты без меня не сможешь! Кто же так делает, как ты можешь? Это запрещено. Нельзя! Ты должен." Самостоятельность, непокорность и в конечном счете свобода определяются степенью нашей неподверженности влияниям Критикующего Родителя – как внешним, так и внутренним. Это означает, что мы не используем Критикующего Родителя против самих себя и не позволяем другим использовать его против нас. Самостоятельность также освобождает нас от стремления достичь контроля над другими как способа удовлетворения своих потребностей и желаний.
🔺Взрослый. Позиция здравого смысла, разумное и адекватное взаимодействие. Человек рассматривает ситуации и события с точки зрения удобства и выгоды, пользы для себя и других и, что немаловажно, с позиции равенства собеседников. Это та часть личности, которая строит планы, получает результаты, зарабатывает деньги. Как правило, в этом состоянии человек спокоен. Это наша собственная часть личности, которая не является проекцией нас в детстве или отражением образа родителей. Характерные выражения: " Давай обсудим это? Я уверен, мы найдём правильное решение. Если мы будем действовать по плану, у нас, скорее всего, всё получится." Взрослый (в отличии от Родителя) способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а в уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и вместе с тем необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.
🔺Ребёнок. Эта часть человеческой личности считается наиболее ценной. Пребывая в этом состоянии в любом возрасте, мы позволяем себе счастье оставаться естественными – восторженными и милыми, радостными и печальными или упрямыми и покладистыми – такими же, какими были в своём детстве. Спонтанность, интуицию, искру творчества, ярче всего проявляющуюся в детском возрасте, мы переносим во взрослую жизнь и вновь проживаем в состоянии Ребёнка. В зависимости от той роли, которую сыграли родители в воспитании человека в его раннем детстве, его Ребёнок может сформироваться Свободным или Адаптивным. Контролирующий Родитель всегда включает в другом человеке Адаптивного Ребёнка. Заботливый Родитель - Свободного Ребёнка.
Адаптивный Ребёнок. Постоянные сомнения и неуверенность. Боится сделать лишний или неверный шаг, вечные сомнения, борьба с самим собой по любому поводу, даже самому незначительному. Жизнь для него – движение по заранее определённой траектории, причём то, какой будет эта траектория, чаще всего выбирает кто-то другой. Характерные выражения: "Мне так тяжело! У меня не получится… Вечно меня все обижают! Я боюсь ошибиться. Вдруг меня будут ругать?"
Свободный Ребёнок. Мы способны не только воспринимать жизнь, но удивляться и искренне радоваться её проявлениям. Мы способны забыть о возрасте, до слезинок хохотать над удачной доброй шуткой, испытывать детский восторг от ощущения единства с природой и её энергиями. Мы готовы расплыться в широкой улыбке, отыскав единомышленника, беспричинно любить окружающих, находить смысл во всём, что происходит с нами и вокруг нас. Характерные выражения: "Вау! Хочу, не хочу. Мне нравится."
🔺Все три Я очень важны.
Функции Ребёнка – желать и создавать картинки желаемого, которые затем будут стимулировать нас действовать; придавать жизни яркость; вести себя спонтанно и естественно, придумывать новое, творить, подавать идеи, рисковать.
Функции Родителя – заботиться о себе и других, обучать и объяснять, контролировать то, что сделано, соблюдать социальные нормы и запреты, одобрять и критиковать, оказывать помощь.
Функции Взрослого – договариваться, соответствовать реальности, рассматривать желания, планы и события в целом с позиции здравого смысла и пользы, действовать.
Например, Как мы добиваемся целей? Ребёнок видит то, что ему нравится, загорается, Взрослая часть оценивает ситуацию, ищет способы, как этого добиться, строит планы. А Родитель потом контролирует и говорит нам – «давай, делай, вперёд», проверяет результаты, стимулирует, напоминает. Или, Ребёнок загорелся, пришёл Критикующий Родитель и на этом конец всем затеям. А может быть ещё так: Ребёнок загорелся, Родитель всё просчитал, но Взрослый не торопится в силу своей неразвитости. Все цели и планы так и остаются нереализованными. Гармоничное взаимодействие наших внутренних эго-состояний обеспечивает успех и процветание личности в целом – как в делах, так и в отношениях. Для этого желательно примерно по трети своего времени находиться в каждом из них, без усилий переходя от одного к другому.
🔺В реальности «Я» часто функционируют совсем не так. Одно из них может оказаться непомерно сильным, другое – подавленным. Чаще всего это касается состояний «Родитель» или «Ребёнок». Типичные признаки дисбаланса:
Родитель: критичность, чрезмерная забота о других в ущерб себе, гиперответственность, неумение отдыхать и расслабляться.
Ребёнок: обидчивость, зависимость от мнения других, безответственность, инфантильность, неспособность концентрироваться и контролировать себя, капризы.
В одной и той же личности могут уживаться и избыток Ребёнка, и избыток Родителя, в то время как Взрослому остаётся совсем немного места. Тогда человек может быть в разные моменты жизни обидчивым и критичным, зависимым от чужого мнения и навязывающим своё. Часто это сопровождается колебаниями самооценки и настроения – то перфекционист, то инфантил; то веселится в состоянии Ребёнка, то ругает себя за это из Родителя.
🔺Когда человек начинает анализировать своё состояние, он автоматически переходит во Взрослого. Проявляя Заботу о себе, он включает у себя Свободного Ребёнка.