Я бы рассмотрела этот вопрос, как философский, так как существует много различных определений и смыслов, вложенных в понятие "быть глупым". Поэтому первым делом, я бы уточнила у автора вопроса, что он подразумевает под этим словосочетанием.
Сценарий 1. Обесценивание.
Если допустим с детства человеку говорят "хватит говорить глупости", "ты ничего не можешь", "снова придется за тобой переделывать", "вот опять, что надумал, я дольше тебя живу, слушай и делай молча", "думать вредно" или что-то еще подобное, то, действительно, этот ребенок, когда вырастит скорее всего будет неуверенным в себе человеком. У него не будет своего мнения, могут быть постоянные сомнения и поиск другого человека, кто может сказать, как правильно, а как нет.
Отсюда, мы выходим на новую тему - это тему понятий правильно/неправильно. Я сама считаю, что все мои действия правильны или нет? Откуда я знаю, что это именно так? Это мое мнение или нет?
То есть семья, в которой рос этот человек, сформулировала негативные убеждения, вызывающие дискомфорт у него. Тут важно понять, какие именно убеждения сформировались. Например, я - глупый, я - плохой - тоже могут быть убеждениями.
Сценарий 2. Завышенные требования.
Разберем конкретную ситуацию. Разговаривают мама с дочкой Катей (девочка, 8 лет):
Мама: "Ты знаешь, вот Маша из соседнего подъезда сегодня получила отличную оценку, а что ты - получила какую-то четверку. Как же так можно! Что ж ты у меня такая глупая! Не можешь учиться на отлично! Я вот училась, а ты не можешь".
Дочка: "Мама, но в школе сказали, что четверка - это же хорошо. Нормальная оценка".
Мама: "Кто тебе такие глупости в голову вложил! Ты должна учиться на одни пятерки и все. Никакие другие оценки даже не обсуждаются".
Дочка опустила голову и грустная ушла к себе делать уроки.
Что мы видим тут?
"Ты должна" - долженствование от мамы. Может перейти в постоянные сомнения в себе в дальнейшем или желание делать все идеально.
"Только пятерки и все" - обязательно делать все идеально, лучше всех.
"Какие глупости говорят другие!" - категоричность, директивность, важно только мое мнение и все.
Катя будет постоянно каждую свою ошибку воспринимать, как конец света - "а вдруг мама узнает и будет ругаться?!". То есть активно проявляется синдром отличницы и хорошей девочки, когда мы за похвалой и одобрением родителя "работаем" над оценками, мы должны быть хорошим ребенком иначе любить не будут.
Примеров может быть много. Я перечислила лишь некоторые из них.
Поэтому резюмируя написанное, могу сказать, что в первую очередь важно:
- Как мы сами себя воспринимаем?
- Как к себе относимся?
- Насколько сильно на нас влияет внутренний критик? За что я себя критикую?
При готовности к работе клиента психолог может помочь определить и через научение проработать с клиентом негативные убеждения, понять, кто я и что мне важно, а также в зависимости от ситуации принять тот факт, что я неидеален, имею права ошибаться и быть в какие-то моменты глупым.
Как рекомендация, ответьте на вопросы выше, разрешите быть глупым и посмотрите, что из этого выйдет. Психолог в этом плане может быть хорошей опорой и поддержкой при выстраивании новой модели поведения.