Жаль расстраивать топик-стартера, но факты вещь упрямая. Если есть проблемы с речью, значит есть проблемы с мышлением, как его не назови. Само описание больше похоже на наглядно-образное, нежели абстрактное, но проблема тут не в преобладании одного типа мышления над прочими, а в общем уровне его развития. Такова суровая реальность. Мышление и речь - две половинки единого целого.
И если вы хотите, что бы окружающие понимали чего именно вы хотите, придется этот инструментарий освоить. Это как с иностранным языком. На двух десятках слов далеко не уедешь. Придется углубиться.
По-другому. Мышление и речь - две, неразрывно связанные между собой психические функции, не существующие обособленно. И если у вас наблюдаются затруднения с изложением собственных мыслей, то это только потому, что есть сложности с мышлением как таковым. Преобладание одного типа мышления над другим, к которому вы апеллируете, на деле, всего лишь придает нашей речи соответствующий оттенок. Один излагает витиевато, его речь насыщена метафорами и художественными оборотами и состоит, преимущественно, из сложносочиненных и сложноподчиненных предложенией. Так говорит или пишет человек, с хорошо развитым наглядно-образным, художественным, мышлением. Речь другого суха, конкретна и не обременена излишними литературными изысками. Это протокольный язык. На нем пишут инструкции и заявления и объяснительные. Это результат наглядно-действенного, практического, мышления.
Для абстрактного мышления, необходимы абстрактные же понятия, понятия, выходящие за рамки привычного нам категорийного аппарата, за рамки имеющейся у нас системы координат. Для абстрактного мышления, первичной, является идея. Например, идея введения отрицательных чисел в математику, принадлежала человеку с хорошо развитым абстрактным мышлением. И никаких сложностей с описательной частью, абстрактное мышление не испытывает.
Так что напрячь мозг все же придется. Недоразвитый мозг, такое себе удовольствие. Надо развивать и мышление и речь. Надо читать книги, писать сочинения или, хотя бы, изложения. Читать вслух. Пересказывать прочитанное. Других способов человечество пока не придумало. И волшебной пилюли не существует. Разве только волшебный пендаль. И желательно не затягивать, потому что это задача на период от 6 до 10 лет, условно говоря. Освоение осмысленной речи имею ввиду. Позже, появляются другие задачи, которые тоже не будут ждать. Гормональные изменения никто не отменял и общение никто не отменял. Как и профессиональные компетенции. Человеку всегда есть чем заняться. Вопрос в том, на какие можно рассчитывать результаты, не имея способности преобразовать поток мыслеобразов, поток сознания, в нечто структурированное, понятное и доступное для окружающих. Ну хотя бы.
Энтропию надо уменьшать, увеличится она и без нашей помощи.