Зависит от ситуации и обстоятельств.
Примеры:
- Мать без конца «пилит мозг» взрослому сыну, который проводит время, лежа на диване с пивом и смотрит телевизор.
В этой ситуации матери надо перестать «пилить мозг» и осознать, что она сама «загнала сына в хроническую апатию», он не встанет с дивана, пока она не перестанет его подавлять, унижать, обесценивать. Затем обратиться за профессиональной помощью, чтобы специалисты помогли понять, почему женщина не реализовалась и пытается «жить жизнью сына». Чтобы помогли наладить собственный быт и досуг.
- У человека психологическая травма. Он пережил утрату близкого. Ему нужно отгоревать. Вместо этого близкие требуют, чтобы он немедленно взял себя в руки, отвлёкся, переключился. В этой ситуации надо подождать, пока он отгорюет, адаптируется к новым реалиям, «воспрянет духом». Если он «застрял» (ПТСР, посттравматическое стрессовое расстройство), нужна помощь специалиста.
- У человека трудная жизненная ситуация, и он просто не знает, что делать. Количество нерешенных проблем, запущенных дел, «незакрытых гештальтов» превышает его адаптационные способности. В этой ситуации можно предложить помощь. Спросить, что вы можете сделать, чтобы помочь ему справиться с теми или иными задачами.
- У человека экзистенциальный кризис. Он что-то делал, во что-то верил, а потом разочаровался. Вдруг осознал, что «жил чужой жизнью», «играл в чужие игры». Нужно дать время. Если кризис затянется, тогда за помощью к специалистам.
Ситуации и обстоятельства разные, поэтому стратегии надо подбирать индивидуально. Что общего должно быть в этих стратегиях: человек должен получить возможность выговориться. Не выслушивать нотации, требования, претензии, а быть услышанным. Если человек «лежит», значит на него что-то давит. Это «что-то» обычно является кашей из неотреагированных эмоций, невысказанных обид.
Кроме того, надо разобраться в собственной мотивации. Если человеку больше 18 лет, почему вы пытаетесь за него решать, как он должен жить?
Метафоры
Приведу две метафоры, которые показывают, что бездействие может быть «правильным», «полезным»:
- Представьте, что человек «провалился под лёд», и его несёт течением. Пытаться дергаться, биться об лед снизу бесполезно. Лучшее, что он может сделать – затаить дыхание и доплыть до следующей прогалины, где он сможет ухватиться за край и выбраться.
Человек может находиться в ситуации, когда его психических ресурсов недостаточно, чтобы справиться с состоянием, он «копит силы» или «собирает данные» или ждет, когда повысится уровень необходимости. Например, когда его перестанут содержать, и ему просто придется искать работу.
- Говорят, что у американских «морских котиков» есть тест на стрессоустойчивость. Молодых бойцов связывают и бросают в бассейн. Задача – продержаться 5 минут и не утонуть. Те, кто нервничает, трепыхается, начинают захлебываться. Спокойные быстро понимают, что делать. Набрать побольше воздуха, дать себе утонуть, оттолкнуться от дна, вынырнуть, снова набрать воздуха. И так несколько раз.
Человек может находится в ситуации, когда надо «дойти до дна», чтобы начать действовать.
Посмотрите на свою формулировку «ОБВИНЯЕТ, ОТЗЕРКАЛИВАЯ». Фактически, вы говорите, что обвиняете вы сами, он лишь отражает ваши обвинения. Вы говорите о взаимном обвинении и взаимном отражении. Это созависимые отношения. Деструктивная игра в треугольник Карпмана «жертва – спаситель – преследователь».
Чтобы лучше понять суть деструктивных созависимых игр, можете почитать книгу Э.Берна «Люди, которые играют в игры, игры в которые играют люди».
Эксперимент
Хочу рассказать про психологический эксперимент, к сожалению не помню название и авторов. Содержание эксперимента: родителям предложили провести диагностику способностей их детей. Пригласили на встречу, а потом сообщили, что возникли непредвиденные обстоятельства, и начало эксперимента отложено во времени, придется немного подождать. На время ожидания родителей и детей разместили в зале, где было множество стеллажей с книгами, игрушками, всяким интересными штуковинами. Родители думали, что они ждали начала эксперимента, на деле эксперимент уже начался. Через зеркало с односторонней проницаемостью экспериментаторы наблюдали за поведением испытуемых.
В целом, родители разделились на три группы.
Первая группа родителей говорила своим детям быть рядом, ничего не трогать, так как это чужое.
Вторая группа родителей давала детям противоположные инструкции. «Иди поиграй в то-то, посмотри туда-то».
Третья группа родителей не давала детям инструкций. Они сами пошли разглядывать книги, игрушки, не обращая внимания на детей.
По итогам тестирования способностей самыми развитыми оказались дети родителей третьей группы.
Воспитание
Есть две противоположные стратегии воспитания:
- «делай, как я»
- «делай, как я говорю».
В первом случае ребенок быстро осваивает навыки, действует, копируя поведение взрослого. Подмастерья со временем становятся мастерами.
Во втором случае родитель приводит ребенка в замешательство. Он говорит «надо читать книги, надо делать уроки, надо мыть посуду», но при этом сам не читает, не учится, не убирается.
«Двойное послание»:
- правильно жить так-то, ты обязан соответствовать моим требованиям,
- но сам я им не буду соответствовать, я буду нарушать собственные правила, но обвинять в этом буду тебя.
Подписывайтесь на мои каналы в Инстаграм:
TikTok:
YouTube: