Я для себя это объясняю так:
в конкурентной среде ("на Западе"), когда учебник является товаром - покупают те, которые написаны понятнее, где автор старался изложить материал. Понимая это, авторы старались предоставить "сервис" и сделать учебник "продаваемым".
в директивной среде ("в СССР") учебники в основном писались в соответствии с "госзаказом", который отдавался "кому положено". Мотивации писать его понятнее чем конкурент не было, потому что в каком-то смысле не было и конкурента. Кроме того, для СССР пойти "в ученые", "защитить докторскую" или даже "кандидатскую", стать "доцентом", это был чуть ли не единственный более-менее массовый способ как сделать себе благосостояние, если ты не госчиновник или военный. (В отличие от, США, где в этом плане больше ориентируются на юристов и врачей, а кроме того каждый совершенно открыто хочет стать бизнесменом). Благосостояние профессуры в СССР было заметно выше среднего по стране. В связи с этим мотивации читать даже такие "сломиножные" учебники у студентов было гораздо больше.