Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Математика — объективная наука? Останется ли число Пи, если человечество перестанет существовать?

МатематикаНаука
Алена Каменецких
  ·   · 16,5 K
к.ф.м.н., доцент МФТИ, с.н.с. Института Проблем...  · 4 февр 2023
Один мой знакомый как-то раз поделился историей: прогуливаясь по конференции (кажется "Ломоносов" в МГУ, но это не важно) он забрел на доклад кого-то из биологов, рассказывавшего про муравьев и конкретно — муравейники. Тот рассказал об удивительном наблюдении: периметр всех муравейников был примерно в 3 раза больше ширины…
Математика она очень разная. Есть разделы, которые легко и непосредственно могут быть приложены к описанию окружающего мира. Вот например: многое в мире описываются периодическими процессами. Почему? Потому что они моделируются при помощи дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами: начинаете расписывать закон сохранения энергии и тут же выясняется, что отсюда следует что какие-то там производные в сумме дают константу или что-то типа того. И периодичность всяких таких процессов не изменится вне зависимости от того, придумали бесхвостые обезьяны дифференциальное исчисление или нет.
Или, к примеру, муравьи. Почему у них муравейники в сечении круглые? Потому что окружность — суть решение изопериметрической задачи: при данном периметре "замести" максимальную площадь. Периметр муравейника в данном случае — это усилия муравьев, чем больше площадь (а значит и потенциальный объем) муравейника тем лучше. Ну вот и получается, что окружность не что-то "специально выдуманное человеком", а объективная форма, к которой в соответствующих обстоятельствах стремится природа. Ну или солнце, к примеру, тоже круглое, а не квадратное. Ну или земля… Даже плоскоземельцы считают (обычно) что земля хоть и плоская, но всё-таки округлой формы, а не треугольной (хотя, кстати, интересно почему).
С более сложными математическими объектами — всё сложнее. Кристаллография подсказывает, что наверное понятие группы тоже "объективно существующее". Насколько объективно существуют какие-нибудь там полупростые алгебры Ли, или что-то такое — конечно вопрос. Но, смею предположить, что более-менее любая технологически развитая цивилизация по крайней мере заметную часть "нашей математики" должна была бы открыть.
Про некоторые математические объекты, правда, я не уверен: например про натуральные числа (но не про вещественные), мат.логику, путь развития геометрии вполне мог быть совсем другим, особенно если мы говорим про какую-нибудь алгебраическую топологию, да и про алгебру вообще.. 
Так что отвечая на заданный вопрос. Есть в математике объекты, имеющие явную интерпретацию в окружающем мире. Но есть и то, что наверное является продуктом нашего субъективного мировосприятия. Но разделить математику на объективную и не объективную — думаю невозможно.
Математика, политика, высшая школа и хейт спичПерейти на t.me/forodirchNEWS
Нормальный пост / развёрнутый ответ.
Приветствую.
Л.К.
Я уже как-то писал об этом.
В математике очень много абстракций - отрицательные числа, иррациональные, комплексные, кватернионы и тому подобные.
Но странным образом они все находят применение или в других областях математики, или в физике, или даже в обычной жизни.
Отрицательные числа - это температура зимой.
Иррациональные - например, отношение диагонали квадрата или куба  к его стороне.
Комплексные используются в электротехнике. Конденсаторы и катушки индуктивности без них невозможны.
Кватернионы очень хорошо описывают 4-мерное пространство-время в теории относительности.
В то же время, вопрос можно поставить и шире. Существует ли информация в отсутствие разума? Содержит ли учебник математики в отсутствие человека, что-нибудь кроме бумаги и типографской краски?
И ответ становится уже не так очевиден.
физика математика  · 4 сент 2021
От того, есть или нет человечества - отношение длины окружности к диаметру не изменится. Сами подумайте - Вас когда-то небыло. Сейчас Вы есть. Когда-то о Вас только будут вспоминать добрым словом. И независимо от Вашего... Читать далее
6 экспертов согласны
Господин
подтверждает
4 сент 2021
Верно раскрыт ответ
поэт, музыкант, математик, инженер, программист...  · 8 окт 2021  ·
id
Числа Пи не будет, как не будет окружностей, диаметров, чисел, а значит и линеек, - ничего, что существует лишь в нашем сознании.
На краю Ланиакеи, где законы природы на равных соперничают с законодательствомПерейти на vk.com/id1272815
1 эксперт согласен
π, как и математика, субъективны.
физика математика  · 2 окт 2021
Да. Число Пи останется Пи. В Древнем Вавилоне принимали Пи равным трём. Если строго, то число Пи - определяется на плоском евклидовом пространстве. И это именно 3.141592653589793238462643383279502884197169399375105820974944592... Читать далее
Инженер-радиофизик, преподаватель физической...  · 31 янв 2023
Математика — субъективна, как и любая другая наука, как и субъективно число π, и, если человечество перестанет существовать, то и перестанет существовать число π как субъективная реальность.
Милая сердешная госпожа Каменецких! Зачем спрашивать, что заведомо известно: как самая точная из всех ныне сущих... Читать дальше
Интересующие темы: история математики, история хри...  · 5 окт 2021
Соотносить длину окружности с диаметром "умеет" даже встроенный в церебральный ганглий насекомых "биологический аналоговый компьютер" и даже "аналоговый компьютер", образуемый грибницами. Так что в этом смысле, при... Читать далее
Автор удалил комментарий
Биолог, преподаватель, автор блога "Оттиск на...  · 31 авг 2021  · tis.nu
На мой взгляд математика - не наука, так как она имеет дело только с виртуальными объектами, не с физическим миром. Математическая точка - не реальный объект, существование которого можно проверить экспериментально, а именно... Читать далее
Блог на полях книги - о книгах, науке и вокруг них.Перейти на t.me/tisnu_channel
1 эксперт согласени1 эксперт не согласен
Почему математика не наука? Именно - наука. Это наши абстрактные знания об отношениях между абстрактными... Читать дальше
Инженер-физик, занимаюсь электроникой, социологией...  · 7 февр 2023
Математика - это наука для исследования и  накопления абстрактных моделей, формируемых на базе природных механизмов в популяционных процессах, и, во вторую очередь,  наука для "вторичного" использования в проверках приложений... Читать далее
Канал: "Философия, как точная наука"Перейти на dzen.ru/id/60c6e03df781c23625ddb69b
Программирование  · 29 июл 2021
Математика - объективная наука. Без всяких вопросов. А вот останется ли число Пи - это не один вопрос, а несколько. 1. Пи как обозначение, может и исчезнуть, а может и нет. 2. Суть числа Пи останется. Потому, что, Пи - это... Читать далее
1 эксперт согласени1 эксперт не согласен
Математика - субъективная наука. Безо всяких вопросов. Число π появилось в 1706 году, когда человечество уже давно... Читать дальше
Пенсионер. Интересы в области философии...  · 7 февр 2023
Математика, на мой взгляд, глубоко субъективная наука, совершенно утратившая актуальность в настоящее время в качестве локомотива наук, потому что математики, представляющие эту науку в качестве самой точной, оказались... Читать далее
1 эксперт не согласен
Бессодержательный набор волюнтаристских тезисов и упрощенчество.