Всем известна расхожая фраза о том, что мудрый учится на чужих ошибках, умный - на своих, а дурак не учится ни на чьих. Мудрее люди становятся в возрасте, благодаря полученному опыту и знаниям, когда учеба в учебных заведениях позади.
Невозможно чему-то научится, не совершая ошибок. Люди учатся на собственном опыте, анализируют его и корректируют дальнейшие действия. Если же учащийся не ошибается, то он не учится. Не получится научиться кататься на велосипеде/коньках/роликах/скейтбордах...и т.д., ни разу не упав. Ошибка - она необходима и полезна в обучении, нужно к ней правильно относится и использовать.
Например, многие совершают глупые ошибки в математике: потеря знака, скобки, пропуски переменных, необоснованные изменения чисел, недопустимые значения переменной и другие случайные недочеты. Многие ошибки не связаны с отсутствием знаний, но если систематически и целенаправленно организовывать работу над типичными ошибками,довести вычислительные операции до автоматизма, то вероятность совершить ошибку падает.
Знание правила, определяющее действие или контролирующее его, кроме того определяющее проверку решения. Правило иногда заучивают формально, как набор несвязанных правил в математике. Необходимо развивать рефлексивную деятельность, чтобы предупредить или исправить совершенные ошибки.
Ошибки, которые совершают многие:
- вычислительные ошибки,
- невнимательное чтение вопроса задания,
- незнание формул, правил,законов, определений,
- непонимание формул, правил, законов, определений,
- неумение их применять,
- применение формул неверно,
- при решении геометрических задач не использование свойств фигур,
- логические ошибки при решении задач
Причины ошибок:
- незнание материала,
- пробелы в знаниях,
- поверхностное изучение материала,
- усталость,
- переключение внимания с одного вида деятельности на другой,
- низкая скорость выполнения мыслительной операции, своеобразное "зависание" на одной частью задания удаляет из памяти информацию о другой. (это физиологическая особенность учащегося)
- низкая мотивация, как следствие потеря внимания -ошибки,
Поскольку вопрос о том, что "всегда правильные решения по математике, физике и прочему, но ошибки в самых тупейших, простых вычислениях", значит вопрошающий исправляет свои ошибки в процессе решения, ведь решение всегда правильное.
Для предупреждения и исправления ошибок нужно формировать навыки самоконтроля:
- умение обнаружить ошибку,
- умение ее объяснить и исправить.
Мы знаем со школьной поры, что систематическое повторение помогает в устранении пробелов в знаниях, а значит и ошибок. В математике/физике особенно сильна взаимосвязь материала. Понимание последующего материала невозможна без знания предыдущего, отсюда и необходимость повторения предыдущего материала. Изучение и анализ ошибок является эффективным средством в познании математики/физики.