Скажите, чем круглый апельсин отличается от оранжевого? Вот столь же бессмысленно звучит вопрос об отличии маркетинга от конкурирования.
ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Что-то о «Теории управления», знаете? У бизнеса есть несколько функций:
- рыночная (маркетинговая)
- производственная;
- экономическая
- социальная;
- проч.
Насколько компания вписывается в определение «
концепции маркетинга», насколько хорошо она реализует свою рыночную функцию.
Конкурировать же можно не только выполняя функцию рыночную. например, можно конкурировать производственной производительностью или экономической эффективностью, рентабельностбью и возвратностью инвестиций.
Вот этим можно конкурировать нескольким бизнесам, выбирая тут или иную стратегию конкурирования (не обязательно рыночную), понимая в чем именно силен бизнес. Можно конкурировать,например, реализуя социальную функцию – бизнес важный огромному количеству представителей социума. Проэтому...
Конкуренция и маркетинг – это понятия , находящиеся в разных плоскостях одного понятия «бизнгес» Это так же, как «апельсин круглый и оранжевый»!
РЫНОК
Рынок – это возможности и ресурсы. Можно конкурировать на рынке за ресурсы: деньги потребителей, места на полках. Конкурируют за ресурсы все, кто потребляет ресурсы. Еще раз, маркетинговая деятельность (см. определение концепции маркетинга) вообще не причем – только ресурсы. аналагично, про «возможности».
КОНКУРЕНЦИЯ
Конкуренция – это инструмент борьбы за ресурсы. Но.. ни в одной стратегии нет цели «борьба», «война», «конкуренция с соседом», есть цели: «развитие», «достижение».
Воевать – не цель. Война это лишь средство достижения цели. 1).Плохо, если в стратегии компании есть раздел «конкуренция» – это означает, что на рынке мало ресурсов (ну компания так думает), но много амбиций забрать их у конкурентов.
2). Если вся стратегия компании состоит из конкурирования с теми и другими – у компании плохо с головой!
3). Если стартегия компании состоит из конкурирования только с одним конкурентом – это не маркетинг и не бизнес, это что-то личностное владельца этого бизнеса, в отношении владельца конкурирующей компании.
4). Если ресурсов много, то в стратегии компании вообще может отсутствовать раздел «конкуренция».
Поэтому, конкуренция это не в маркетинге, а у бизнеса! И это борьба за ресурсы рынка и возможности бизнеса.
КОНКУРЕНЦИЯ И МАРКЕТИНГ
Сегодня же бизнесмены, бизнесы и компании конкурируют не за рынок или потребителя, а именно между собой, доводя конкуренцию до состояния тайной или открытой войны. Устранить, помешать, не пустить – это представляется более простым делом, по сравнению с тщательностью рыночной работы, сложным поиском новых возможностей, анализом потребностей и постоянным планомерным развитием рынка, в итоге. Что-то в маркетинге с «конкуренцией» все-таки не так.
Среди сотен определений того, что такое маркетинг ни разу не встречается слово «конкуренция»
Ведь даже в книгах мэтров маркетинга не описывается природа рыночного конфликта, но мэтры книга – за книгой описывают только принципы ведения войны. К тому же, противореча идее «воевать», в самой природе маркетинга – помогать: решать проблемы сбыта и удовлетворять потребителя.
Маркетинг по сути своей «антиконфликтен»! В целях маркетинга – удовлетворение потребности и снятие сбытовых барьеров!
Очень подробно:
- о природе конкурентных войн;
- о том, насколько конкуренция разрушительна для маркетинга;
- разбор видов стратегий конкурирования с позиции маркетингга;
СТРАТЕГИЯ
несколько вопиющих факутов о «ценности» стратегии:
1). «Аэропланы интересны, но с точки зрения военных стратегий не представляют никакой ценности», – Маршал Фердинанд Фош, французский военный стратег, 1911г.
2). «Лошадь — навсегда, а автомобиль — лишь баловство, увлечение», – президент Michigan Savings Bank, 1903 г., в обращении к юристу Генри Форда с советом вообще отказаться от идеи и инвестиций в автомобильный завод Ford Motor Co.
3). «Что толку с этой электрической игрушки?», – Уильям Ортон, президент Western Union, отказываясь от предложения Александра Грэхема Белла приобрести его едва дышащую телефонную компанию за $100 тыс., с патентом на телефонный аппарат.
«Кому, черт побери, понадобилось, чтобы актеры говорили?», – о преимушществах немого кино. Гарри Уорнер, компания Warner Brothers, 1927г.
4). «Нам не нравится, как вы звучите. Гитарная музыка отживает свой век», – официальный отказ «Decca Records» в записи группы «Битлз», 1962 г.
5). «Нет никаких причин для того, чтобы люди решили устанавливать компьютеры у себя дома», – Кеннет Олсен 1977. К. Олсен основатель и президент DEC (Digital Equipment Corp.) – лидера комьютерной индустрии нач. 70-80х.
6). Можете поинтересоваться, что сейчас происходнт в General Electric (GE), с которой, собственно, и началась история стратегического планирования. Вы будете поражены: корпорация GE отказалась от долгосрочных планов.
Джек Уэлч разогнал центральный отдел планирования и поручил разработку стратегии главам 12 подразделекий. Специально для этого проводятся четырехдневные варечи руководства компании, на которых обсуждаются ближайшие планы и перспективы на четыре года вперед - Топ-менеджеры делятся впечатлениями о новых и анализируют действия конкурентов. Все, эпоха стратегического планирования и многотомных отчетов закончилось. Знаете, когда это в «GE» случилось? 80-е годы XX века.
В 20е годы XXI века вы все еще консультируете, продаете услуги разработки и сами занимаетесь стратегией маркетинга? Ну-ну ! 🙂
Прежде чем, фантазировать о стратегии на несколько лет вперед, научитесь хотя бы предсказывать погоду на завтра.