Как известно, "индекс помады" ввёл в обращение Леонард Лаудер в 2001 году. Он опирался на данные по продажам косметики компании "Эсте Лаудер". Объяснял увеличение продаж губной помады тем, что в кризисные для экономики годы у женщин меньше возможностей делать дорогостоящие покупки, а косметика - это доступная роскошь.
Позднее появился "индекс туши для ресниц" и "индекс лака для ногтей", однако они не стали такими популярными из-за начавшейся моды на накладные ресницы и ногти.
По ситуации в 2020-2021 гг. с продажами губной помады может дать точный ответ Weckerle companies - крупнейший производитель в мире, работающий со многими брендами косметики. Однако мне не удалось найти в открытых источниках какую-то статистику.
Поэтому можно сделать предположение по косвенным признакам на примере одной компании, которая заказывает помаду у Weckerle companies, и производит на своих заводах.
В компании "Mary Kay" (masstige) ассортимент туши для ресниц за эти два года не изменился: 5 видов и 6 оттенков.
Остались в продаже укрепляющая сыворотка для ресниц и бровей, основа под тушь, гель-тинт для бровей 4 оттенков, подводка, 5 карандашей для бровей и 5 карандашей для глаз. Из новинок - тени для глаз в виде палеток и мерцающие жидкие тени 2 оттенков.
По стабильности ассортимента можно предположить, что спрос остаётся удовлетворительным и компания не видит необходимости что-то менять.
По средствам для губ ситуация отличается. Основу ассортимента по-прежнему составляют гелевые губные помады: 12 оттенков сияюшего финиша и 10 матового финиша. Новинки 2021 года: губная помада с глиттером 2 оттенков, 2 варианта наборов для губ губная помада и карандаш (нюд и розовый), мини-наборы матовых жидких губных помад ягодного или карамельного оттенка.
Произошла полная замена в блесках для губ - новые формулы и упаковка, 14 новых оттенков вместо 7 прежних, уменьшение объёма тюбика с 4,5 мл до 3,9 мл, хотя внешне тюбик кажется больше, чем прежний. Цена увеличилась - 990 рублей сейчас, прежний блеск стоил 690 рублей (осень 2018), 790 рублей (осень 2020).
Карандашей для губ 6 оттенков, изменений в ассортименте нет.
Компания отказалась от набора "Слива" из трёх флаконов: лака для губ, средства для фиксации, средства для снятия.
В 2021 году благотворительный проект "Розовый меняет мир" представлен 2 блесками для губ розового и лилового оттенка. Ежегодно компания выпускает ограниченные коллекции для проекта, чаще это помада или средства по уходу за руками.
Возвращаясь к характеристике косметики как доступной роскоши, можно отметить, что компания "Mary Kay" проявляет гибкость при формировании ассортимента средств для губ. В период гнетущей неопределённости и потерь женщинам сильнее хочется беззаботного праздника - губная помада с глиттером. Из-за ношения масок губам не комфортно - большой выбор новых блесков и жидкая губная помада. Тем, кому хочется новый оттенок помады и карандаш и сэкономить - набор по более низкой цене.
В августе 2021 произошло анонсированное год назад повышение цен на косметику "Mary Kay". Например, губная помада стала стоить 1050 рублей (920 рублей осенью 2020, 800 рублей осенью 2018).
Чтобы снизить негативное влияние, регулярно устраиваются акции с дополнительными скидками - для тех, кто покупает не от случая к случаю, это выгодно.
Выручка компании "Mary Kay" (Россия) за 2020 год составила 6,83 млрд рублей (без учёта НДС), за 2019 год - 6,75 млрд рублей (без учёта НДС) по данным бухгалтерской отчётности.
Не зря упомянула вначале Weckerle companies - то, что эта компания изготавливает губную помаду для разных мировых брендов, означает для покупательниц бОльшую свободу выбора - помада одного уровня, в похожей упаковке, но с разными названиями брендов и стоимостью. Можно выбрать ту, которая больше подходит к моменту (и 👛).
Пандемия, как и в других сферах, гибкие компании сделает богаче и они увеличат долю рынка, тех, кто будет только играть с ценами и не учитывать изменившиеся запросы покупателей, разорит.