А моё мнение, что маркетинг будет трансформироваться вместе с изменением общества и его потребностей. Поскольку классической,
исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея удовлетворения человеческих нужд и потребностей (физические нужды и потребности в еде, одежде, тепле, безопасности, социальные нужды и потребности, потребность в знаниях, самовыражении, нужды связанные с желанием потреблять в силу стереотипов, привычек и т.п
То есть, если меняется, трансформируется само общество, то и маркетинг, как инструмент, будет тоже меняться. Коме того, маркетинг и сам по себе, являясь инструментом продвижения бизнес-идей и инноваций, будет формировать спрос и по сути - менять общество.
Например, появление и маркетинг такого продукта как смартфон очень сильно изменило само общество, а как следствие и его потребности. Появились новые ценности, новые нужды.
Представьте себе перспективу глобализации и дерегулирования национальных экономических систем на фоне развития технологии нейросетей и объединения всех вычислительных устройств в одну сеть?
Это не только о криптовалюте :)) Это больше, это перспектива изменения моделей поведения, паттернов всего человечества.
В будущем есть шанс появления «умных» контактных линз с функцией записи видео. Уже сейчас эта технология запатентована Samsung, Google и Sony. Она позволит перевести тренд фиксации своей жизни (блоги, Инстаграм, Снепчат, ТикТок и т.п) на новый уровень. Нейросети смогут обрабатывать каждую минуту жизни человека. Давать мгновенные знания для принятия решений, любые данные о продуктах, услугах, любую информацию. Прибавьте сюда скорости 5G технологии, которая позволяет убрать барьер для мгновенных решений устройств. Прибавьте сюда перспективы развития новых энергетических технологий (графеновые технологии, переход с нефти на электричество)
Технологии дополненной реальности уже сейчас широко используются в индустриях игр, моды и дизайна и даже промышленности. Даже «заблокировать» человека будет можно не только в соцсетях, но в реальной жизни по мнению исследований Института будущего Дилана Хендрикса в интервью Business Insider это — вполне осуществимый проект!
Мало того, загрузка человеческого сознания в компьютер не такая уж и фантастическая идея. Благодаря технологиям люди продолжают жить после смерти в своих блогах и социальных сетях, их друзья активно продвигают такие коммуникации, генерируют контент, устраивают акции, используют ИИ и боты, которые могут позволить создавать иллюзию общения с умершим!!!
Да и вообще, у нейроинтерфейсов есть шанс создать эффект полного погружения в виртуальную реальность, взаимодействуя непосредственно с пользователем и подстраиваясь под него! Человечество может просто "переехать" в виртуальный мир или тысячу таких миров.
В силу всего этого маркетинг будет тоже меняться. Понятно, что базовые постулаты маркетинга о ценности продукта, метриках оценивающих его эффективность меняются медленно, но они тоже меняются. Появляются новые подходы, методологии.