Когда я учился в университете, в первой 5-летки 2000-х, ближе к 4 курсу понял, что Маркетинг — это то, что нужно изучать в первую очередь. Я вчитывался в каждую строчку Generation П Виктора Пелевина и, конечно, мечтал о создании слоганов, которыми изобиловала книга да и сама мысль о контроле над ценностными характеристиками продуктов и услуг в глазах потребителей — завораживало. Я считал, что возможности Маркетинга безграничны и "продать" можно всё что угодно. Помимо учёбы я начиная с 3-го курса, работал — занимался поиском каналов продаж для небольшого туроператора, продавал рекламу в глянцевом журнале и возомнил себя сверхпрофессионалом. Поэтому, когда меня у подъезда одним солнечным мартовским днём, встретил товарищ, друг моих бывших одноклассниц и попросил помочь ему продвинуть "одну интересную идею" - я сразу согласился выслушать его. Но он пригласил к себе — показать материальное воплощение этой самой идеи. Когда мы зашли к нему на этаж - я увидел увесистые, запакованные в бумагу круглые рулоны. Один из них был надорван и я увидел содержимое - мятая, тёмно-оранжевая лента с чёрными полосками. Товарищ рассказал, что ему пришла идея — сделать нейтральный символ Дня Победы - 9 Мая. И, чтобы не раскалывать общество, большая часть которого связывала Победу исключительно с СССР и не признавала российский триколор другая же часть народа — напротив, лютой ненавистью ненавидела коммунизм и "Любителей Совка" он и попытался популяризовать эту ленточку. Георгиевскую — которая была символом доблести и мужества как в Императорской Армии, так и во время ВОВ. Что-то более нейтральное трудно было найти. Символ единения предполагалось продавать вместе с булавкой в местах массового скопления людей... Я посмотрел на рулоны, представил, продавцов оранжевой полоски ткани с чёрными полосами, еще и на булавке... Товарищ сказал, что оббил все пороги государственных и независимых СМИ, Радиостанции, Телеканалы... Везде его выслушивали, обещали посовещаться и перезвонить. Перезвонили по факту из редакции одной известной радиостанции, считавшейся "интеллигентской". Сказали, что готовы попробовать помочь. Он отпечатал в подмосковной типографии 20 рулонов за свой счёт, дорого и некачественно, но когда он привёз их к зданию радиостанции — вышел сотрудник, оценил количество (Рулоны были большие и тяжелые). И забрал только 2 из них, с условием, что оплатят их по факту успеха данного начинания. При этом - в эфире заранее анонсируют акцию. И в итоге - у него не осталось ни копейки денег на жену, маленького ребёнка, а только эти 18 рулонов полосок ткани не самого лучшего качества, которые надо было каким-то образом продать. Дело было в марте... Взвесив все вводные, я смог порекомендовать ему только найти любую работу. Идея, что эти ленточки станут символом одного из главных праздников и, в то время, лишенного современных трендов — пилоток в нагрузку к бутылке коньяка, детских колясок в виде пусковых установок, надписей на авто. Пошлостей типа "Можем повторить" и "На берлин" было мизерное количество - в основном на дорогих тюнингованных автомобилях, произведенных в стране, проигравшей войну.
Еще было много ветеранов, для которых 9 мая — был праздник "со слезами на глазах". И это не были слезы счастья от воспоминаний о том далеком майском дне 1945 г. Это были слезы людей, вернувшихся из ада, потерявших множество своих друзей в мясорубке, устроенной безумным фанатиком...
Я сказал товарищу честно — это никогда не будет символом Победы. Радиостанция — она просто интеллигентская, поэтому и взяла пару рулонов, из вежливости. Идея показалась мне безумной, как и всем другим сотрудникам редакций, в которые он обращался. Я сказал ему, что тратить время бесполезно. Это - не продаст никто. Но он не остановился - еще оставалась несколько Информационных Агентств. Везде, впрочем, отвечали одинаково — мы перезвоним. Я отговаривал товарища, ставшего мне в итоге хорошим другом, но он упорно таскал по Москве этот рулон...
Дальше, уважаемые коллеги, я продолжать не буду. Замечу лишь, что в одной из структур, обещавших перезвонить — сдержали обещание. Перезвонили и в итоге выкупили у товарища все рулоны.
Юристы данной структуры объяснили, что точно такая идея, по интересному совпадению, еще раньше, пришла в голову их руководителю или директору соответствующего департамента. И при поддержке "Тяжелой артиллерии"- символом Победы ленточка стала примерно за 2-3 года, "Безумная", по мнению большинства медиа менеджеров идея воплотилась в жизнь. А дальше — ну, в целом все закончилось нормально. Я получил хороший урок и навсегда вдолбил себе мысль, что маркетолог должен искать пути решения задач, а не отговаривать от попыток их реализации. А ещё — что бороться с Левиафаном бесполезно и идеи, перед их выкладыванием в публичное пространство, желательно хоть как-то закопирайтить.
Всем удачи и интересных кейсов. Надеюсь, мой опыт кому-то принесёт пользу.
P.S. Дисклеймер: все вышеизложенное - субъективное мнение автора, выраженное в форме художественного произведения. Все совпадения - случайны, а имена — изменены)