Многое зависит от сферы деятельности стартапа, но реклама нужна однозначно. Далее многое зависит от того, на что и на кого нацелен стартап.
Если стартап настроен на 2b2, то там принцип подхода к продвижению там будет значительно отличаться. Если вы работаете с физ лицами, то там хорошо работают социальные сети. В 2b2 больше внимания советовал бы уделять SEO.
Но реклама и продвижение нужно в любом случае, ибо любой бизнес (стартап) может существовать только в том случае, если будут клиенты. Без клиентов не будет денег, а без рекламы и продвижения не будет клиентов.
В целом, бывают случаи, когда бизнес может развиваться без громких рекламных компаний, но в этом случае, как правило, активно используют холодные продажи.
Но! Холодные продажи будут работать очень слабо, если про ваш стартап никто не слышал. Люди так устроены, что любое предложение им кажется более интересным, если они знакомы с деятельностью компании. Чтобы познакомить мир со своей деятельностью, как правило, нужна грамотно построенный план контента и реклама, которая будет приводить людей, которым интересна ваша деятельность.
При этом отмечу тот факт, что если кроме рекламы не будет ничего, то тоже ничего не сработает. Если человек заходит на ваш сайт / получает коммерческое предложение, то человек должен будет увидеть выгоду в этом для себя.
Именно по этой причине я уверен в том, что в первую очередь стартап должен предоставить качественный продукт / услугу, а уже после плотно заниматься рекламой.
К сожалению, сейчас часто можно встретить рекламные компании, которые приводят тебя на страницы, которые не могут нормально показать то, зачем вообще все это нужно и какие выгоды получу я (как потребитель).
Любой успех требует комплексного подхода. Реклама нужна, но она не является залогом успеха для стартапа, если стартап ничего не может наглядно продемонстрировать.