Конечно, я могу говорить только за себя, но я отнёсся к этому моменту на удивление спокойно. То ли потому, что моей задачей было внимательно прислушаться к себе и за этот час понять, нужно оно мне или нет (и я реально был очень этим занят), то ли потому, что управлять самолётом Cessna 172 в горизонтальном полёте в ясный тихий день не намного сложнее, чем джипом на трассе.
Я бы слукавил, говоря, что не ждал этого момента и не нервничал. Мне было очень важно, как мой организм и мой мозг отреагирует на полёт в таком маленьком самолётике. Малая авиация - это не то же самое, что большой лайнер. Такой самолёт гораздо охотнее отзывается на турбулентность, в нём хорошо чувствуешь каждый манёвр, да и километр высоты вот он, буквально за хлипкой на вид дверцей. И я всерьёз опасался, что меня, например, может начать банально тошнить. Или я буду паниковать, потому что страх высоты у меня есть. И я понятия не имел, как я могу отреагировать на банальное сваливание. Мне было важнее то, как я себя ощущаю внутри этого полёта, чем то, что вот я держу штурвал и реально управляю машиной на высоте четырёх тысяч футов.
На практике же оказалось, что моего прагматизма и, как мне хочется думать, образования физика хватает, чтобы доверять самолёту, пусть даже такому маленькому и хрупкому на первый взгляд. В конце концов, он начал летать ещё тогда, когда меня и в помине не было - и до сих пор цел и в строю. В итоге взлёт меня не испугал, набор высоты прошёл штатно, а сам полёт вообще как прогулка. Как поездка на машине, только ты едешь напрямую сразу из аэропорта через гору к озеру - без дорог, машин и других привычных условностей.
Кроме того, инструктор показал мне не только сваливание (это момент, когда на крыле фактически пропадает подъёмная сила и самолёт технички начинает падать), но и, как он это назвал, zero gravity - двух-трёхсекундное падение с ускорением, когда ты реально перестаёшь чувствовать свой вес в кресле, а ручка, которая лежала у тебя на ладони, начинает парить в кабине. Ощущения, нужно отметить, очень специфические - похоже на американские горки, только под тобой нет рельса, - но я к тому времени уже столько начитался про сваливание, что отлично понимал, насколько это безопасно, если пилот знает, что делать.
Более того, инструктор сразу отметил, что я довольно уверенно и естественно веду машину и выполняю самые элементарные операции типа снижения или плавного поворота на 90 градусов. Правда, я подозреваю, что в повороте он помогал мне педалями, потому как я про них напрочь забыл.
Нет, это не было скучно - это было офигеть как круто. Но передо мной было мной же самим поставлено так много задач на этот полёт, что мне некогда было впадать в восторг. Я долго готовился к первому полёту, я точно знал, что я хочу узнать и понять. Инструктор даже поинтересовался, почему я вопросов особо не задавал, на что я честно сказал, что я слушаю себя. И по итогам полёта я пообещал, что теперь вопросов будет очень много.
Я знаю, когда я почувствую - на моем первом соло. Когда инструктор сделает соответствующую запись в моём логбуке, что я готов летать сам, и покинет самолёт, предоставив меня самому себе. И вот когда я взлечу, сделаю круг над аэродромом и сяду сам - это, по факту, и будет настоящий старт.
У меня не "ёкало". Был очень сосредоточен, не до восторгов. Поскольку самолёт был не пилотажный, порулил по прямой, сделал пару очень плавных виражей... Не, не ёкало.
А что за самолёт, если не секрет?