Согласно новому исследованию, искусственный интеллект может выводить информацию о личностных качествах человека по фотографиям «селфи» лучше, чем это делают люди-оценщики. Российские исследователи из НИУ ВШЭ и Открытого гуманитарно-экономического университета продемонстрировали, что эту технологию можно использовать для поиска «лучших совпадений» в сфере обслуживания клиентов, знакомств или онлайн-обучения. Физиогномисты от Древней Греции до Чезаре Ломброзо пытались связать внешность лица с личностью, но большинство их идей не выдержали проверки современной наукой. Установленные ассоциации конкретных черт лица, таких как отношение ширины лица к росту, с личностными чертами довольно слабы. Исследования, просящие людей-оценщиков выносить суждения о личности на основе фотографии дали противоречивые результаты, что говорит о том, что наши суждения слишком ненадежны, чтобы иметь какое-либо практическое значение.
Тем не менее, существуют веские теоретические и эволюционные аргументы, позволяющие предположить, что некоторая информация о характеристиках личности, в частности о тех, которые необходимы для социального общения, может быть неверной передается человеческим лицом. В конце концов, лицо и поведение формируются генами и гормонами, а социальный опыт, возникающий в результате внешнего вида, может повлиять на развитие личности. Однако недавние данные из нейробиологии предполагают, что вместо того, чтобы смотреть на конкретные черты лица, человеческий мозг обрабатывает изображения лиц целостным образом. Ученые из двух московских университетов - НИУ ВШЭ (Высшая школа экономики) и Открытого гуманитарно-экономического университета - объединились с российско-британским бизнес-стартапом.
BestFitMe для обучения каскада искусственных нейронных сетей, чтобы они могли делать надежные личностные суждения на основе фотографий человеческих лиц. Производительность полученной модели была выше чем обнаружено в предыдущих исследованиях, в которых использовалось машинное обучение или человеческие оценщики. Искусственный интеллект был способен выносить суждения о сознательности, невротизме, экстраверсии и т. д. доброжелательность и открытость на основе «селфи», загруженных волонтерами в Интернете. Полученные в результате суждения личности были согласованы на разных фотографиях одних и тех же людей. Исследование проводилось на выборке из 12 тысяч добровольцев, которые заполнили анкету самоотчета, измеряющую личностные черты, на основе модели «Большой пятерки» и загрузили в общей сложности 31 тысячу человек «селфи». Респонденты были случайным образом разделены на обучающую и тестовую группы. Для предварительной обработки изображений использовался ряд нейронных сетей, чтобы гарантировать неизменное качество и характеристики, а также исключить лица с эмоциональным выражением лица, а также изображения знаменитостей и кошек. Затем нейронная сеть классификации изображений была обучена разложить каждое изображение на 128 инвариантных признаков,за которым следует многослойный перцептрон, который использовал инварианты изображения для предсказания личностных черт.
Средний размер эффекта r = 0,24 указывает на то, что ИИ может сделать правильное предположение об относительном положении двух случайно выбранных лиц по параметру личности в 58% случаев, в отличие от 50% ожидаются случайно. По сравнению с метааналитическими оценками корреляции между самооценками личностных качеств и оценками наблюдателей, это указывает на то, что искусственная нейронная сеть полагается на статические изображения лица лучше, чем у среднего человека-оценщика, который достигает цели лично без предварительного знакомства. Согласно статье «Оценка большой пятерки личностных качеств с использованием реальных статических изображений лица», опубликованной в Scientific Reports, сознательность оказалась более узнаваемой, чем четыре другие черты. Предсказания личности, основанные на женских лицах,оказались более надежными, чем на мужских. Необходимо изучить огромное количество потенциальных приложений. Распознавание личности по фотографиям из реальной жизни может дополнить традиционные подходы к оценке личности в ситуациях,где высокая скорость и низкая стоимость важнее высокой точности. Искусственный интеллект можно использовать для предложения продуктов, которые лучше всего подходят индивидуальности клиента, или для выбора возможных «наилучшие совпадения» для людей, участвующих в диадических взаимодействиях, таких как обслуживание клиентов, свидания или онлайн-обучение.