Определять, что есть живое-неживое особого смысла не имеет, также как автомат-не автомат, сложное-простое и т.п. – это лишь оценка свойств субъектом, выделенные им же, список признаков. Что бы адекватно использовать эти классификационные понятия (список признаков), необходимо указать предметную область (границы применения) и ранжирование признаков.
Формально наблюдатель это «регистрирующий формализатор», но в силу двух обстоятельств: а) что граница, которую выделяет субъект (наблюдатель) может оказаться только неким энергетическим переходом-преобразователем; б) диапазон видимых (ощущаемых) энергий очень узок, поэтому это пока единственное возможное решение по моделирование Мира. Нет возможности выстроить все функции преобразования энергетического потока (выделяемые признаки), а из тех кусочков, которые субъект видит, не всегда получается стройная логическая картина, поэтому и остается классификация-формализация, и соответственно только классификационные деления на: внешнее – внутреннее, сложное-простое, живое – неживое и т.д.
Если наша предметная область биологическая эволюция, тогда: (Словарь для данной предметной области:
Жизнь – свойство системы моделировать процедуры, способность формировать структурную проекцию изменений своих границ – когнитивная акт
Процедура – субъективно выделенная последовательность преобразований, процессов
Когнитивный акт – субъективное выявление закономерностей между 2-х и более событий (изменений).)
Все бактерии и вирусы это многофункциональный комплекс и не являются «живыми», так как не могут совершать когнитивные акты.
У прокариот функции энергетические, регуляторные и размножения сформированы единым многофункциональным комплексом, связанных мембраной (у вирусов еще примитивнее), в то время как у эукариот появилась дополнительная функция – транспортная (актино-миозиновая система), для связывания мембран (регулирующая), митохондрий (энергетическая) и ядра (размножение). А это в свою очередь дало возможность эукариотам определять вектор движения (поведения), то есть выбирать направление движения в зависимости от состояния сенсоров и за счет быстрого изменения локальных участков мембраны. Вот это общая схема и сохраняется для всех эукариот и дает возможность формировать когнитивные акты, то есть проявлять себя живыми системами. Дальнейшее развитие сенсомоторных отношений позволило не только дифференцировать сиюминутные состояния, но и создавать структурные проекции (память) этих состояний в самом организме, формируя то, что называется психикой и сознанием. Таким образом, главный признак живого – это возможность совершать когнитивный акт, то есть познавать мир.